От концепции эквивалентов к корреляту одновременности
Мы можем видеть определенную параллель усилиям Александера по разработке систематических основ психоаналитической психосоматики в концепции «корреляции одновременности», разработанной Гаральдом Шульц- Хенке (1940, 1951). Гаральд Шульц-Хенке, который вместе с Вернером Кемпером(1942, 1949, 1950, 1954, 1958) внес решающий вклад в создание психосоматической медицины в Германии, обнаружил, что «огромная часть невротической симптоматики находит свое выражение в соматических симптомах». Он понимал эту органическую симптоматику как «соматический коррелят психических процессов».
В своей теории «корреляции одновременности» он утверждает «наличие простой функциональной зависимости психики и соматики от характера одновременности». Связь при этом носит характер не каузальности, а отношений взаимодействия. На основе обширных психосоматических исследований Шульц-Хенке разработал схему, в которой названным им «сферам побуждений» к обладанию, принятию себя, сексуальному удовлетворению подчинены специфические органы и группы органов. При этом он предполагает, что состояния психического возбуждения в соответствующих сферах побуждений ведут к функциональным изменениям соответствующих групп органов. С этой точки зрения он дает органическую симптоматику психосоматических заболеваний как «коррелят одновременности с запалом когда-то интенсивно ощущавшихся, а затем ставших латентными побуждений или потребностей». Более редкую форму органического расстройства он находит в «функциональном нарушении как корреляте одновременности с усилившимся неосознаванием представлений» (Schultz-Hencke, 1951).
Разделение на группы симптомов напоминает разделение Фрейдом конверсионной симптоматики и актуальных неврозов и разделение групп симптомов, предпринятое Александером. Теория «коррелята одновременности» имеет также большое сходство с представлением Александера о физиологическом компоненте эмоциональных процессов, обозначенных Шульц-Хенке как стремления «экспансивного», то есть как побуждения, возникшие в результате «торможения» их интенсивности, которые он также называет «готовностями».
При этом Шульц-Хенке понимает органическую симптоматику как «язык органов», в котором «бессознательный смысл-мотив-побуждение- потребность… вместо того чтобы быть высказанным словами, проявляется лишь в подчеркнутом функционировании органа». Вопрос о том, почему возникает органическое нарушение, для Шульц-Хенке получает принципиальный ответ в общей корреляции одновременности. Он говорит также о соматической стороне невротической симптоматики вообще, причем постулирует «слабость органа» как обстоятельство, способствующее возникновению симптомов.
Теория Шульц-Хенке о корреляции одновременности является основой большого клинического вклада в психосоматику основанной им школы. Ограниченность его концепции заключается, с моей точки зрения, в том, что его модель побуждения-торможения не использует дифференцирование психической структуры, говоря в общих чертах о «ядре» и «скорлупе» различных невротических структур. Хотя он своей концепцией о различных сферах побуждений достигает широкой функциональности психодинамических категорий, его решительный отказ от учения об инстинктах и, более того, от психоаналитического понятия Я, лишает его, с моей точки зрения, важных теоретических инструментов психоаналитической науки о лечении, необходимых именно для дифференцирования теории коррелята одновременности.
Так, например, он утверждает: «Психоаналитическое понятие Я совершенно неприменимо и ненужно… Вместо того чтобы раздувать его, лучше было бы точно описать, в чем, собственно, состоит то переживание, которое называют разумным учетом реальности субъектом». Он сам полагает, что «старое понятие разума» при этом будет играть лучшую роль, чем понятие Я (Schultz-Hencke, 1972). Эта короткая расправа с психоаналитической теорией Я объясняется, конечно, тем, что дальнейшее развитие и дифференцирование психоаналитического исследования Я в основном происходили вне немецкоязычной литературы и тогда, когда психоанализ в Германии был отрезан от всякой связи с этим развитием.
Я привожу здесь точку зрения Шульц-Хенке для того, чтобы показать, что он сам развивал свои концепции в обстановке полной изоляции, но также и потому, что именно точное изучение и описание «тех переживаний, которые называют разумным учетом реальности субъектов» в рамках психоаналитического исследования Я решающим образом способствовали прогрессу психоаналитической психосоматики.
Вклад в учение о неврозах – предыдущая | следующая – Медицинская антропология