canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Вклад теории Александера в традиционное учение о неврозах. Обогащение учения о неврозах.

К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

В этой связи сознательный отказ Александера от строгой академической однозначности своих концепций в сфере понятийного аппарата традиционно­го учения о неврозах представляется прогрессивным и конструктивным. Это относится прежде всего к его концепции психодинамических векторов, про­демонстрировавшей свою огромную эвристическую ценность лишь в рамках новейших психоаналитических исследований психологии Я.

Концепция «векторов», которые он понимает и как динамические силы биологических структур организма, и как психодинамические тенденции пе­реживаний и поведения, позволяет ему понять суть симптомов вегетативного невроза как симптоматическое поведение и определить ее в ставших класси­ческими основных психодинамических формулах. Астматик, например, сле­дует бессознательному «эмоциональному силлогизму»: «Я не могу любить, так как это означало бы, что я теряю любовь своей матери» (French, Alexander et al., 1941). Переживания и поведение гиперактивного язвенника определяет­ся бессознательной формулой: «Я не хочу что-либо принимать или брать, я активен, честолюбив и успешен, у меня нет никакого желания стать пассив­ным и зависимым» (Alexander, 1934).

С другой стороны, концепция векторов дает возможность систематичес­кого дополнения психодинамического исследования психофизиологией, кото­рая может исследовать физиологические компоненты эмоциональных состоя­ний. Поэтому для Александера психобиологическое исследование не проти­востоит психоаналитической психосоматике, оно скорее в состоянии допол­нить ее в отдельных аспектах. Таким образом, Александеру удалось создать основу междисциплинарного подхода к психосоматическому исследованию, поскольку он сам видел групповую работу единственно возможной формой исследования.

Александер своими концепциями способствовал возникновению психоана­литически ориентированного психобиологического исследования, во многом ук­репив его основы. Наиболеее известными стали исследования Мирски (Mirsky, 1958) и его сотрудников. При исследовании призывников, у которых была обна­ружена желудочная гиперсекреция, психодинамическое изучение выявило психо­соматическую реакцию на стрессовую ситуацию, и Мирски удалось с 70 %-ной точностью предсказать последующее возникновение язвы желудка.

Следует все же отметить, что Александеру не удалось создать удовлетво­рительную психодинамическую теорию возникновения «нарушения рабочего разделения нервной системы», которая физиологически описывала бы вегета­тивные неврозы и в которой мы узнаем упоминавшееся Фрейдом (1895с) «от­чуждение психики и соматики». Хотя он подчеркивает этиологическое значе­ние межличностных ситуаций, делая инфантильную зависимость базисной категорией своей концепции, и хотя Александер выделяет в бессознательной потребности зависимости и реактивного «нарциссического протеста» интер­персональное направление психодинамических векторов, определяющих сим­птоматическое поведение, в построении своей теории, в конечном счете, он всегда основывается на изолированной психобиологической системе индиви­дуального организма. Так, проблема развития Я и объектных отношений в рамках его концепции предстает прежде всего как биопсихологическая про­блема роста и воспроизводства. «Каковы же биологические отношения между прегенитальными тенденциями, фокусирующимися вокруг процесса роста с одной стороны, и генитальными тенденциями, фокусирующимися вокруг вос­производства, – с другой? Я бился над этой проблемой с начала моего изуче­ния психоанализа. Я пытался соотнести фундаментальные психологические тенденции с основными процессами жизни» (Alexander, 1940).

Но именно биопсихологическая постановка вопроса дала возможность Александеру сделать решающий шаг в концепции вегетативного невроза: вме­сто интрапсихического конфликта классического невроза на первый план вы­ступил конфликт между развивающимся психобиологическим организмом и окружающей средой. Поэтому «регресс» теории Александера о психоанали­тической структуре личности не является возвратом к достигнутому уже в рам­ках традиционного учения о неврозах дифференцированию психического ап­парата. С моей точки зрения, теоретические труды Александера должны рас­сматриваться как попытка соответствовать клиническому опыту психоанали­тической терапии и как исследования, распространенные на область психиат­рии и психосоматики. Можно сказать, что психодинамическая концепция Алек­сандера о динамических векторах, определяющих процессы роста и репро­дукции, получила неожиданное подтверждение в свете современного психо­аналитического изучения развития Я и креативности в обстановке группы. По­этому она позволяет рассматривать его отход от традиционного учения о невро­зах не как шаг к его упрощению, а как чрезвычайно плодотворный и обогащаю­щий вклад в расширение и дифференцирование психоанализа в целом.

Критика концепции Александера– предыдущая | следующая – Теория коррелята одновременности

Психосоматическая терапия. Оглавление

Яндекс.Метрика