Функции правого полушария
13. Вплетение деталей, малореалистичных в описываемой ситуации, искажение деталей, в том числе связанное с нарушением порядка событий:
0 — отсутствие вплетений;
1 — единичное вплетение или искажение;
2 — множественные вплетения.
14. Понимание намерения главного персонажа:
0 — правильное понимание;
1 — неверное понимание, неверная эмоциональная оценка.
Переработка зрительной информации
19. Опознание наложенных изображений (проба Поппельрейтера).
1. Продуктивность: (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи психолога х 0,5).
2. Ошибки:
— количество вербальных ошибок (правильный ответ заменяется функциональным описанием изображения);
— количество вербально-перцептивных ошибок (вместо правильного предмета называется предмет похожий на него и из той же семантической категории, например, тарелка —> миска);
— количество перцептивно близких ошибок (ребенок называет похожий предмет из другой семантической категории, например, тарелка —> обруч);
— количество ошибок по типу фрагментарности восприятия (выделяется только фрагмент изображения, на его основе производится ошибочное опознание целого, оценка целого оказывается недоступной, например, ёлка —> сосульки, вода);
— количество перцептивно далеких ошибок.
Перцептивно далекие ошибки и ошибки по типу фрагментарности восприятия могут свидетельствовать о слабости функций правого полушария (Ахутина, Пылаева, 2003).
20. Опознание перечеркнутых изображений.
1. Продуктивность: (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи х 0,5).
2. Ошибки:
— количество вербальных ошибок (лампа —> розетка);
— количество вербально-перцептивных ошибок (кувшин —> ваза);
— количество перцептивно близких ошибок (лампа —> гриб; молоток —>кубик);
— количество ошибок смешения фигуры и фона (кувшин —> сердечко, имеется в виду пространство между ручкой и кувшином; молоток —> молния, так называется зачеркивающая линия);
— количество перцептивно далеких ошибок (кувшин —> гусь, ракета).
В этой пробе ошибки по типу фрагментарности не выделяются, поскольку на материале этой пробы трудно расчленить ошибки, связанные с недостаточной активностью в проверке перцептивных гипотез (слабость функций III блока), например, молоток —> кубик, и собственно фрагментарные ошибки, связанные с трудностями в опознании и проверке целого (слабость функций правого полушария). Подробнее об этом см. Ахутина, Пылаева, 2003.
21 .Опознание незаконченных изображений.
1. Продуктивность, (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи х 0,5).
2. Ошибки:
— количество вербальных ошибок;
— количество вербально-перцептивных ошибок;
— количество перцептивно близких ошибок;
— количество ошибок по типу фрагментарности восприятия;
— количество перцептивно далеких ошибок;
— количество персевераторных ответов.
Сформированность правополушарной холистической стратегии восприятия оценивается по общей продуктивности и, особенно, по ошибкам по типу фрагментарности восприятия и перцептивно далеким ошибкам (подробнее см. Ахутина, Пылаева, 2003).
22. Зрительные ассоциации. Оба задания этой пробы, свободные и направленные ассоциации, оцениваются различно (подробное описание пробы и примеры различных вариантов детских работ см. в Ахутина, Пылаева, 2003).
Свободные ассоциации:
1. Продуктивность — общее количество разных рисунков.
2. Количество предметных рисунков.
3. Количество непредметных рисунков (геометрических фигур, букв и т.п.).
4. Качество изображений:
— количество хорошо узнаваемых рисунков;
— количество малоузнаваемых рисунков;
— количество неузнаваемых рисунков.
Большое количество непредметных рисунков и низкое качество изображений свидетельствуют о слабости правополушарных зрительных функций.
Направленные ассоциации (растения):
1. Продуктивность (без неадекватных рисунков и повторов).
2. Количество конкретных рисунков.
3. Количество обобщенных рисунков (без специфических признаков названного растения).
4. Количество неадекватных заданию рисунков.
5. Качество изображений:
— количество хорошо узнаваемых рисунков;
— количество малоузнаваемых рисунков;
— количество неузнаваемых рисунков.
Низкая продуктивность, преобладание обобщенных рисунков, низкое качество изображений являются признаками слабости право-полушарных зрительных функций. Наличие неадекватных заданию рисунков может быть проявлением слабости функций III блока.
Оценка называния в направленных ассоциациях:
1. Количество вербальных ошибок (например, описание растения вместо названия).
2. Количество вербально-перцептивных ошибок.
3. Количество обобщенных названий.
4. Количество конкретных названий.
Вербальные ошибки, большое количество обобщенных названий могут свидетельствовать о трудностях номинации, характерных для слабости переработки слуховой информации по левополушарному типу.
Оценка повторов в обеих частях пробы:
1. Количество повторов рисунка и названия.
2. Количество повторов деталей.
3. Количество повторов одного названия для разных рисунков.
4. Количество повторов одного рисунка с разными названиями.
Повторы первого и второго вида характерны для слабости функций III блока. Повторы третьего вида встречаются при сочетании трудностей номинации (II блок левое полушарие) и слабости функций III блока. Наконец, повторы одного рисунка с разными названиями свидетельствуют о слабости зрительных представлений, перцептивной основы значения слова, типичных для отставания в развитии правополушарных зрительных функций.
Факультативно может оцениваться порядок рисования:
0 — сверху, вниз, слева направо;
1 — игнорирование верхней половины листа, начало рисования снизу;
2 — игнорирование левой части листа и рисование справа налево;
3 — хаотичное рисование.
Эти особенности могут быть следствием как пространственных, так и регуляторных трудностей, но у дошкольника могут быть связаны с педагогическим упущением.
Целесообразно обращать внимание на особенности рисунков, отражающих специфику эмоционально-личностной сферы ребенка, например, изображение животных с острыми зубами или «злое растение» (см. анализ графических проективных методик, например, Вагнер). При наличии таких рисунков рекомендуется профессиональное исследование патопсихолога.
Пересказ текста – предыдущая | следующая – Сомато-топические ошибки
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников