canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Особенности решения арифметических задач лицами с поражением лобных и долей и с поражением теменно-затылочных отделов

9.5. Метод программированного обучения решению задач больных с «лобным синдромом» (продолжение)

Больному дается программа.

1. Внимательно и медленно прочитайте задачу.

2. Разделите текст на смысловые части и подчеркните их.

3. Повторите вопрос задачи.

4. Запишите условие задачи или ее схему.

5. Расскажите план решения, при этом внимательно смотрите на условие задачи.

6. Решайте задачу. Сверяйте решение с условием задачи.

7. Скажите, каков ответ задачи.

« Читайте программу. Работайте внимательно, не торопясь. Говорите все вслух». — «Так. Задачу прочитал. Ага, узнать надо, сколько она истратит за 30 дней. Значит, 5 : 3, т. е. 30 : 6… нет, нет…» — «Внимательно работайте. Читайте снова пункт 5». — «Так (смотрит на условие задачи) 30:5 = 6, это будет 6 раз она будет покупать по (смотрит в условие) по 6 литров, значит 6×6 = 36 литров керосина она израсходует за 30 дней».

Задачу «Сыну 19 лет, отец старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?» — больной так и не смог решить без программы, несмотря на многочисленные попытки. Сразу же по прослушивании задачи больной говорит: «Сложить надо. Сыну 19 лет, и отец старше сына на 20 лет, а вместе 19 + 20 = 39 лет им вместе». — « Что нужно узнать в задаче?» — «Сколько всего лет будет вместе отцу и сыну. Вот я и сложил 19 лет сыну, и отец старше на 20 лет — вместе 39».

Понятно, что в этих случаях правильное повторение задачи не ведет к правильному аналитическому решению. Формулировка вопроса «сколько им вместе…» и непосредственное значение слова «вместе» спровоцировали фрагментарное, непосредственное действие сложения.

С программой задача была решена сразу. «Так. Узнать нужно, значит, сколько лет им вместе». (Пауза.) — «Прочитайте еще раз пункт 5». — «Так… Расскажите план решения. Смотрите на условие задачи». — «Посмотрите на условие, что известно, а что неизвестно». — «Да-да. Вот что: 39 — это лет отцу, а вместе им 39 + 19 — 59… нет, 58… им вот столько».

Примеры показывают, что обучение, основанное на использовании программ, которые представляют собой вынесенную вовне, материализованную и развернутую форму отдельных звеньев интеллектуального акта, нарушенных у больных, может при известных условиях привести к компенсации дефекта у больных с лобными поражениями мозга. Заново формирующееся действие решения арифметических задач в процессе обучения проходит этап материализованного действия в развернутой его форме. Затем, по мере усвоения больными программы, решение задач начинает осуществляться сначала на уровне громкой, а потом и шепотной речи. Здесь возникает проблема восстановления регулирующей роли собственной речи больного, которая требует специального анализа и изложения.

Кратко подведем итоги.

1. У больных с разными синдромами нарушения высшей корковой деятельности мозга возникает и различие в структуре нарушения интеллектуальной деятельности.

2. У больных с поражением лобных систем мозга нарушение психологической структуры интеллектуального акта, как правило, протекает на фоне нарушений подвижности нервных процессов, проявляющихся, с одной стороны, в повышении инертности протекания нервных процессов, а с другой — в повышенной возбудимости их.

3. У этой группы больных нарушается вся психологическая структура протекания интеллектуального акта при решении арифметических задач. Для нее характерно нарушение ориентировочной основы действия, связанное, в частности, с нестойкостью процесса внимания, с нарушением мотивационной стороны деятельности, нарушением процесса создания общего плана решения, вытекающим из нарушения ориентировочной деятельности, а также нарушение контроля собственных действий. Эти дефекты протекают обычно на фоне относительной сохранности частных конкретных операций. Если здесь и имеют место нарушения частных операций, то они связаны с общим радикалом нарушения интеллектуальной деятельности у этих больных.

4. У больных с поражением теменно-затылочных систем мозга интеллектуальный акт нарушения лишь в его операционной части. Эти нарушения проявляются, с одной стороны, в дефектах анализа грамматической структуры задачи, а с другой — в трудностях нахождения нужных арифметических действий. Эти дефекты также прямо или косвенно связаны со специфическими нарушениями речевой системы, своими корнями уходящими в нарушение пространственного гнозиса у этой группы больных.

5. Работа с этими больными показала самостоятельную значимость речевой (грамматической) структуры арифметической задачи при ее решении.

6. Эта принципиальная разница в механизмах нарушения интеллектуального акта лежит в основе и разных методов восстановительного обучения этих групп больных интеллектуальной деятельности.

7. При обучении больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга работа ведется над восстановлением пространственного восприятия, представлений «левого — правого», применяются методы, которые способствовали бы пониманию логико-грамматических конструкций, а затем уже и методы, непосредственно воздействующие на восстановление понимания значения математических действий, понимания пространственного процесса отсчета, и т. д.

8. В работе с больными с поражением лобных отделов мозга все методы обучения направлены:

— на преодоление дефектов внимания (методы должны способствовать восстановлению концентрации внимания);

— на преодоление инактивности в поведении (методы стимуляции больных к деятельности, методы, способствующие восстановлению активности);

— на восстановление мотивов, намерений к деятельности (методы, формирующие нужные мотивы деятельности);

— на восстановление целенаправленности и потребности в контроле за своими действиями, понимания его необходимости.

9.5. Метод программированного обучения решению задач больных с «лобным синдромом» (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Глава 10. Акалькулия. Нарушение и восстановление счета

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика