canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Особенности разговорной речи заключаются в серьезном отличии ее от письменной речи. Л.С. Выготский активно занимался изучением особенностй разговорной речи

Психология речи (продолжение)

Помимо функций, описанных нами выше, присущих речи в целом как психическому процессу, речь, считает А. А. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи, и эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании (Основы теории… 1974). Это, прежде всего, эмотивная функция, или «функция выражения чувства и воли говорящего» (Основы теории… 1974. С. 245). Эта функция использует и собственные языковые средства. Далее, диакритическая функция, которая служит той или иной неречевой ситуации. Эта функция широко проявляется в трудовой деятельности. Важную роль в живой речи играет функция «маркирования», связанная с употреблением наименований — имен, названий мест (городов, улиц, географических мест). Фатическая функция, или функция контакта, использует также языковые средства, которые служат не для передачи информации, а для контакта, и в этом случае могут иметь место вокализмы.

Таковы основные функции речи — коммуникативная, регулирования поведения, познавательная, обобщения и номинативная. Все функции речи существуют в тесной взаимосвязи, они друг друга опосредуют. Так, коммуникативная функция речи может быть реализована только на основе и благодаря таким функциям, как номинативная, обобщения, и наоборот, эти последние функции со всей полнотой могут проявиться только на основе коммуникативной функции.

Ниже будет дан анализ материальной основы речи, ее функций, благодаря которым и может быть реализован речевой процесс.

Семантическая сторона речи тесно связана с ее фазической, звуковой и моторной сторонами. Известно, что развитие речи шло по пути внутренней взаимообусловленности значения слова, его звучания и его выражения (произнесения). Естественно, что для узнавания и понимания звучащего слова, а также для его произнесения каждое слово должно сохранять свой постоянный материальный облик: устойчивую моторную сторону слова, устойчивое звучание, устойчивое графическое изображение, соответствующие для данного языка. Звуки — это не просто комплексы тонов и шумов. Они имеют ряд признаков, одни из которых играют смыслоразличительную роль — фонемы, а другие — нейтральные — не имеют этой роли. Сигнальные (или фонематические) признаки звуков, лежащие в основе звуков речи человека, имеют специальный характер. Л. С. Выготский писал, что единицей речи в звуке является фонема, т. е. далее неразложимая фонологическая единица, которая сохраняет все основные свойства всей звуковой стороны речи в функции обозначения. Как только звук перестает быть значащим звуком, он сразу перестает быть звуком человеческой речи (Выготский, 1956), т. е. это означает, что звук речи, а вернее, фонема тесно связан со значением слова.

В разных языках существуют разные системы смыслоразличительных признаков. Так, в русском языке смыслоразличительными признаками являются:

1) глухость — звонкость (пыл — был, кот — год, почка — бочка, питон — бидон);

2) твердость — мягкость (мол — моль, бил — был — быль);

3) ударность — безударность (замок — замок, мука — мука).

В то же время такие признаки, как громкость, тембр, высота, долгота, в русском языке не имеют сигнального значения. Эти нейтральные в русском языке признаки могут быть смыслоразличительными в другом языке (например, в немецком: Staat — Stadt). Понятно, почему обладание острым физическим слухом необходимо, но он является лишь условием для восприятия и понимания речи, а не структурной ее единицей. Для речи необходима развитая высшая форма человеческого слуха — речевой слух, единицей которого является не звук, а его смыслоразличительный признак — фонема. Фонематический слух представляет собой одну из основных характеристик речевого процесса, обеспечивающую дифференциацию звуков речи на основе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков звуков и отвлечения от несущественных, а фонема есть смыслоразличительный признак, свойство звука. Фонема зависит от позиции внутри слова и поэтому может приобретать разные акустические формы, оставаясь всегда одной и той же фонемой с устойчивой смыслоразличительной значимостью. Фонематический слух является лишь одним из звеньев в процессе звукоразличения.

Фонематическая организация звуковой речи предполагает наличие определенных и четких схем не только в слуховой, но и в артикуляторной деятельности. Чтобы правильно говорить и понимать речь, человек должен не только обладать тонко дифференцированным слухом, но и владеть обобщенными артикулемами, которые отличаются четкими фонематическими признаками и обеспечивают устойчивость звучания и выражения слова.

Из краткой характеристики речи становится понятной и сложность ее психологической структуры. Она не одинакова для процесса устного высказывания и понимания. Исходя из представлений Л. С. Выготского, структура порождения речи и ее реализации условно может быть представлена по меньшей мере тремя уровнями ее организации — психологическим, лингвистическим и психофизиологическим (сенсомоторным). Каждый уровень имеет ряд звеньев, каждое из которых выполняет определенные действия и операции.

психология речи (продолжение)– предыдущая\следующая – психология речи (продолжение)

Яндекс.Метрика