Яндекс.Метрика

Психология речи (продолжение)

Помимо функций, описанных нами выше, присущих речи в целом как психическому процессу, речь, считает А. А. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи, и эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании (Основы теории… 1974). Это, прежде всего, эмотивная функция, или «функция выражения чувства и воли говорящего» (Основы теории… 1974. С. 245). Эта функция использует и собственные языковые средства. Далее, диакритическая функция, которая служит той или иной неречевой ситуации. Эта функция широко проявляется в трудовой деятельности. Важную роль в живой речи играет функция «маркирования», связанная с употреблением наименований — имен, названий мест (городов, улиц, географических мест). Фатическая функция, или функция контакта, использует также языковые средства, которые служат не для передачи информации, а для контакта, и в этом случае могут иметь место вокализмы.

Таковы основные функции речи — коммуникативная, регулирования поведения, познавательная, обобщения и номинативная. Все функции речи существуют в тесной взаимосвязи, они друг друга опосредуют. Так, коммуникативная функция речи может быть реализована только на основе и благодаря таким функциям, как номинативная, обобщения, и наоборот, эти последние функции со всей полнотой могут проявиться только на основе коммуникативной функции.

Ниже будет дан анализ материальной основы речи, ее функций, благодаря которым и может быть реализован речевой процесс.

Семантическая сторона речи тесно связана с ее фазической, звуковой и моторной сторонами. Известно, что развитие речи шло по пути внутренней взаимообусловленности значения слова, его звучания и его выражения (произнесения). Естественно, что для узнавания и понимания звучащего слова, а также для его произнесения каждое слово должно сохранять свой постоянный материальный облик: устойчивую моторную сторону слова, устойчивое звучание, устойчивое графическое изображение, соответствующие для данного языка. Звуки — это не просто комплексы тонов и шумов. Они имеют ряд признаков, одни из которых играют смыслоразличительную роль — фонемы, а другие — нейтральные — не имеют этой роли. Сигнальные (или фонематические) признаки звуков, лежащие в основе звуков речи человека, имеют специальный характер. Л. С. Выготский писал, что единицей речи в звуке является фонема, т. е. далее неразложимая фонологическая единица, которая сохраняет все основные свойства всей звуковой стороны речи в функции обозначения. Как только звук перестает быть значащим звуком, он сразу перестает быть звуком человеческой речи (Выготский, 1956), т. е. это означает, что звук речи, а вернее, фонема тесно связан со значением слова.

В разных языках существуют разные системы смыслоразличительных признаков. Так, в русском языке смыслоразличительными признаками являются:

1) глухость — звонкость (пыл — был, кот — год, почка — бочка, питон — бидон);

2) твердость — мягкость (мол — моль, бил — был — быль);

3) ударность — безударность (замок — замок, мука — мука).

В то же время такие признаки, как громкость, тембр, высота, долгота, в русском языке не имеют сигнального значения. Эти нейтральные в русском языке признаки могут быть смыслоразличительными в другом языке (например, в немецком: Staat — Stadt). Понятно, почему обладание острым физическим слухом необходимо, но он является лишь условием для восприятия и понимания речи, а не структурной ее единицей. Для речи необходима развитая высшая форма человеческого слуха — речевой слух, единицей которого является не звук, а его смыслоразличительный признак — фонема. Фонематический слух представляет собой одну из основных характеристик речевого процесса, обеспечивающую дифференциацию звуков речи на основе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков звуков и отвлечения от несущественных, а фонема есть смыслоразличительный признак, свойство звука. Фонема зависит от позиции внутри слова и поэтому может приобретать разные акустические формы, оставаясь всегда одной и той же фонемой с устойчивой смыслоразличительной значимостью. Фонематический слух является лишь одним из звеньев в процессе звукоразличения.

Фонематическая организация звуковой речи предполагает наличие определенных и четких схем не только в слуховой, но и в артикуляторной деятельности. Чтобы правильно говорить и понимать речь, человек должен не только обладать тонко дифференцированным слухом, но и владеть обобщенными артикулемами, которые отличаются четкими фонематическими признаками и обеспечивают устойчивость звучания и выражения слова.

Из краткой характеристики речи становится понятной и сложность ее психологической структуры. Она не одинакова для процесса устного высказывания и понимания. Исходя из представлений Л. С. Выготского, структура порождения речи и ее реализации условно может быть представлена по меньшей мере тремя уровнями ее организации — психологическим, лингвистическим и психофизиологическим (сенсомоторным). Каждый уровень имеет ряд звеньев, каждое из которых выполняет определенные действия и операции.

психология речи (продолжение)– предыдущая\следующая – психология речи (продолжение)