canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Виды и формы речи реализуют живую разговорную речь.Были выделены различные виды и формы речи

Психология речи (продолжение)

Психологический уровень обеспечивает намерение высказывания, его мотив, создает замысел, психологическую программу высказывания, предикативность. На этом уровне формулируются с помощью внутренней речи общие смыслы, образы, понятия. Эти психологические образования формируются раньше, чем они получат свое выражение в слове, или во фразе, или в высказывании. Порождение высказывания (или устная экспрессивная речь) представляет собой сложный процесс. Л. С. Выготский писал: «…то, что в мыслях содержится симультанно, то в речи развертывается сукцессивно» (Выготский, 1956. С. 378). Путь от мысли к речи — сложный многоуровневый процесс. Порождение высказывания включает в свою структуру несколько звеньев и начинается с мотива (1), который объективируется в замысле (2), замысел формируется с помощью внутренней речи, здесь же формируется и психологическая программа высказывания (3), которая реализуется во внешней речи (4) на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка. Этот переход от внутренней к внешней речи может быть обеспечен лишь на основе сенсомоторного уровня речи (5), его кинестетических и кинетических программ речи.

Вся эта сложная структура речевого высказывания предваряется речевой интенцией, которая является не структурным компонентом, но одним из важнейших условий его реализации; интенция выполняет роль «запуска» речи. Интенция же формируется непременно под влиянием доминирующей мотивации (Основы теории… 1974. С. 31). Речь со всей сложной структурой — психофизиологической, психологической — имеет и разные уровни ее реализации. Уровень произвольный, осознанный, на котором реализуются такие ее формы, как монологическая речь, развернутая диалогическая речь, наименование, повторная речь и др., и непроизвольный уровень, на котором реализуются автоматизированные формы речи (стихи, пение, счет, штампы, рядовая, эмоционально-выразительная речь).

Если рассматривать речь с лингвистических позиций, то она и здесь имеет разные уровни построения, которые обладают своими языковыми средствами выражения и понимания. Это уровень слова, предложения и высказывания (текста). Не менее сложной является и структура процесса восприятия и понимания речи. Говорение требует перехода из внутреннего плана во внешний, а понимание предполагает обратное движение от внешнего плана речи к внутреннему (об этом см. подробнее в гл. 7).

Речь, являясь преимущественно средством и формой общения, реализует эту функцию посредством разных видов и форм речи. Существуют три вида речи.

1. Устная (внешняя) речь — экспрессивная речь, т. е. разговорная, и импрессивная, т. е. восприятие и понимание речи.

2. Письменная речь, включающая письмо и чтение.

3. Внутренняя речь, обеспечивающая и как бы опосредующая оба эти вида речи — и устную и письменную. Устная экспрессивная речь имеет несколько форм.

Одни из них более автоматизированы и менее произвольны, другие более произвольны и осознанны; это например:

а) автоматизированная речь (упроченные в опыте фразеологизмы, несентенциональные выражения — «ах, черт возьми»; «да ну тебя»; «хорошо-хорошо»; «слава богу»; «господи ты боже мой» и др.);

б) рядовая речь, в которой первое слово рефлекторно вызывает последующие в ряду слова (счет, название дней недели, месяцев и др.).

Однако основными формами устной экспрессивной речи являются монологическая, диалогическая и групповая речь, которые здесь и далее будут называться спонтанной речью (привычным в клинике афазий термином).

Эти виды и формы речи реализуют живую разговорную речь. Однако есть еще и такие формы устной речи, которые более произвольны и непосредственного участия в разговорной речи не принимают, хотя являются ее необходимыми условиями. Это повторная и номинативная речь. «Различные по своему функциональному назначению формы речи, — писал Гумбольдт, — имеют каждая свою особую лексику, свою грамматику и свой синтаксис. Это есть мысль величайшей важности» (цит. по: Выготский, 1956. С. 361). Эта мысль важна и для афазиологии, для правильного понимания нарушения разных форм речи при афазии. Разные формы и виды речи по-разному и нарушаются. Одни из них более сохранны, другие более нарушены.

В этом функциональном многообразии речи первостепенное значение приобретает «фундаментальное различение диалогической и монологической форм речи. Письменная и внутренняя речь… являются монологическими формами речи. Устная же речь в большинстве случаев является диалогической» (Выготский, 1956. С. 361). Известный лингвист А. А. Щерба отмечает, что для устной речи диалог является самой естественной формой, а монолог — в значительной степени искусственная форма речи. Л. С. Выготский также считал, что «монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, исторически позднее развившуюся, чем диалог» {Выготский, 1956. С. 363).

психология речи (продолжение) – предыдущая/следующая – психология речи (продолжение)

Яндекс.Метрика