Задание 6. Орфоэпическое чтение частотных слов. Оценивая выполнение данного задания, определяется: сформированность орфоэпического чтения частотных слов; способ чтения слов (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; ошибки ударения; выбор направления и трудности зрительного слежения.
1. Оценка продуктивности выполнения задания.
При оценке продуктивности подсчитывается общее число:
- Орфоэпически правильно прочитанных слов целиком.
- Орфоэпически правильно прочитанных слов по слогам.
- Правильно прочитанных слов без применения правил орфоэпии: целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с продуктивными повторами.
2. Количество и характер ошибок.
Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам и с непродуктивными повторами:
а) пропусков, вставок и перестановок букв;
б) смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;
в) необоснованных пауз (разрыв слияний: яблоко — «ябл-око», «яблок-о»);
г) ошибок постановки ударения;
д) ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.
Фиксируется использование пальца для слежения при чтении и рука, которой выполняется слежение (правая или левая).
Задание 7. Орфоэпическое чтение низкочастотных слов. В этом задании у первоклассников оценивается: продуктивность орфоэпического чтения малочастотных слов; способ чтения слов (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; ошибки ударения; выбор направления и трудности зрительного слежения.
1. Оценка продуктивности выполнения задания.
Осуществляется путём подсчёта общего числа:
- Орфоэпически правильно прочитанных слов целиком.
- Орфоэпически правильно прочитанных слов по слогам.
- Правильно прочитанных слов без применения правил орфоэпии: целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с продуктивными повторами.
2. Количество и характер ошибок.
Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:
а) пропусков согласных, гласных; вставок и перестановок букв;
б) смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;
в) необоснованных пауз (лодка — «лодк-а»);
г) ошибок постановки ударения;
д) ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.
Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и рука, которой выполняется слежение (правая или левая).
Задание 8. Чтение квазислов. В этом задании оценке подлежат: правильность чтения квазислов; способ чтения (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; выбор направления и трудности зрительного слежения.
1. Оценка продуктивности выполнения задания.
Сначала определяется общее количество:
правильно прочитанных целых слов, по слогам, слияниями, по буквам и с продуктивными повторами.
2. Количество и характер ошибок.
Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:
а) пропусков, вставок и перестановок букв;
б) смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;
в) ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.
Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и рука, которой выполняется слежение (правая или левая).
Задание 9. Чтение текстов различной сложности. При чтении каждого текста отдельно оценивается: продуктивность чтения; скорость чтения; способ чтения (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); правильность чтения (количество и характер ошибок); ошибки постановки ударения; выразительность чтения (только в 4 тексте); выбор направления и трудности зрительного слежения; способность составить пересказ текста; доступность текст
1. Оценка продуктивности чтения текста.
При оценке продуктивности определяется общее количество:
правильно прочитанных целых слов, по слогам, слияниями, по буквам, с продуктивными повторами.
2. Скорость чтения.
Определяется путем фиксации времени, затраченного на прочтение целого текста.
3. Способ чтения.
Выявляется преобладающий способ чтения, освоенный ребенком:
— словосочетаниями или группами слов;
— целыми словами;
— слитное слоговое чтение;
— отрывистое слоговое чтение;
— слияниями;
— по буквам.
4. Количество и характер ошибок.
Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:
а) пропусков, вставок и перестановок букв;
б) ошибок смешения согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;
в) ошибок постановки ударения;
г) интонационные ошибки (только в тексте № 4);
д) неверных выборов направления при чтении и потерь строки.
5. Выразительность чтения.
6. Выбор направления зрительного слежения.
7. Оценка пересказа текста:
— составление пересказа адекватного тексту;
— составление пересказа не полностью соответствующего тексту;
— невозможность составить правильный пересказ или отказ от выполнения задания.
8. Оценка доступности текста.
Оценка доступности текста производится путем начисления дополнительных баллов за каждый прочитанный текст.
Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и рука, которой выполняется слежение (правая или левая).
Примечание: количество и характер ошибок, допущенных при чтении, не влияет на оценку доступности текста.
Комплексная оценка всех выполненных заданий устанавливает продуктивность чтения, способ и преобладающие в чтении школьника ошибки.
Задания на чтение – предыдущая | следующая – Скорость чтения
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников