canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Опросник Т.Лири позволяет выявить самооценку и степень неудовлетворенности собой. Советскими авторами так же используется опросник Т. Лири.

Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Методы исследования процессов социальной перцепции в семье. Теоретической основой изучения восприятия людьми друг друга являются исследования А. А. Бодалева (1970). Ав­тор подчеркивает, что совместная деятельность способствует проявлению у партнера определенных качеств, познание кото­рых и происходит в процессе самого взаимодействия. Прямой контакт, общение со «значимыми другими» имеет специфиче­ские особенности по сравнению с иными формами общения. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте с ними, имея, как правило, сильнейшую эмоциональ­ную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затрудняют формиро­вание других. Это положение, характерное для процессов со­циальной перцепции здоровых людей, приобретает особое зна­чение при исследовании семейных отношений в клинике. Как подчеркивает Г. М. Андреева (1977), при изучении процессов социальной перцепции (речь идет о перцепции в широком смысле слова — восприятии, представлении, понимании) дол­жны рассматриваться следующие уровни: 1) восприятие чле­нами группы (в данном случае семейной) друг друга (качество эмпатии, взаимное понимание и т. д.); 2) восприятие каждым из членов группы семьи в целом; 3) восприятие группой каж­дого из ее членов. В современных отечественных исследованиях семьи в клинике процесс социальной перцепции чаще всего изучается на уровне восприятия членами семьи друг друга. Для этого используются личностные методики, модифицирован­ные для процедуры взаимооценок. Наибольшее распростране­ние получили у нас: опросник Т. Лири, ПДО-2 А. Е. Личко (модифицированный Э. Г. Эйдемиллером), методика семанти­ческого дифференциала (в различных модификациях), «мето­дика понимания» Л. II. Горбуновой.

Э. Г. Эйдемиллер предложил оценивать с помощью патохарактерологического диагностического опросника (1976) пред­ставления подростков о своих родителях и родителей о подро­стках, и с этой целыо разработан вариант опросника ПДО-2. В дополнение к ПДО-2 автор использовал методику аутоиден- тификации и идентификации по словесным характерологическим портретам (СПХ). Для этого на основании классических клини­ческих представлений им был сделан набор словесных описаний 13 характерологических типов. Этот метод основывается непо­средственно на оценке испытуемым своего характера, т. е. на сравнении субъективного образа с предлагаемыми стандартами. В случае идентификации с помощью методики родственники оце­нивают друг друга, используя словесные характерологические портреты. Оба метода позволили определить различия во вза­имовосприятии родителей и подростков с различными типами акцентуаций. Аналогичным образом используется методика, мо­дифицированная на основе MMPI Л. И. Горбуновой (1981), названная ею «методикой понимания». В методику вошли 200 утверждений из 550 выбранных на основании статистической процедуры, отделивших 100 утверждений, имевших наивысший процент совпадения ответов родителей и больных, и 100 ут­верждений, имевших наименьший процент совпадения ответов. Эта методика позволяет дифференцировать представления ро­дителей о своих больных детях. С ее помощью было выявлено, что достаточно полное знание родителями своих детей, больных шизофренией, ограничивается лишь их соматическим состоя­нием. Хуже распознаются проявления, связанные с психиче­скими нарушениями. В наименьшей степени родители имеют представление о внутреннем мире больного, его интересах, цен­ностных ориентациях, мировоззрении, морально-этических уста­новках и переживаниях, связанных с отношением к противопо­ложному полу.

Одним из зарубежных методов, направленных на изучение взаимовосприятия в семье, является опросник, предложенный Т. F. Leary (1957). В несколько модифицированном виде он используется советскими авторами (Ю. А. Решетняк, Г. С. Ва- сйльченко). Опросник включает список из 128 характеристик личности (типа «умеет настоять на своем», «благодарный», «бескорыстный», «любит ответственность» и т. д.). Эти характе­ристики испытуемый оценивает в различных вариантах. В пред­лагаемой модификации все вопросы анкеты группируются в восемь октант, определяющих различные личностные черты. Пер­вая октанта содержит качества, располагающиеся по оси: тен­денция к доминированию (лидерству)—властность — деспотич­ность; во второй — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность-; в третьей требовательность — непримири­мость— жестокость и т. д.; в четвертой — скептицизм — упрям­ство— негативизм; в пятой— уступчивость — кротость—пас­сивная подчиняемость; в шестой — доверчивость — послуш­ность — зависимость; в седьмой — добросердечие — несамостоя­тельность, чрезмерный конформизм; в восьмой — отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.

Важным преимуществом, которое дает использование опрос­ника Т. Лири в семейных исследованиях, является мпогоаспектность перцептивных представлений. Самооценка и оценка парт­нера здесь дополнены рядом важных характеристик, таких как оценка идеала (жены или мужа), оценка образов отца и ма­тери. Особо можно отметит!) выделение оценки «Я в мнении жены (мужа)», которая дает возможность определить степень точности представлений члена семьи в том, как его восприни­мают близкие, что непосредственно определяет взаимодействие в семье. Кроме того (и это представляется существенным), оп­росник содержит в себе предлагаемую автором модель форми­рования нарушенных отношений в семье. Другими словами, ме­тодика выявляет: самооценку и степень неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности жены (мужа) и сте­пень расхождения этих ожиданий с реальным образом, т. е. условия, создающие напряжение в семейной жизни и кореня­щиеся в возможном недовольстве собой и партнером, а также основания таких личностных реакций, связанные с образами отца и матери.

 

совместимость супружеской пары – предыдущая | следующая – семантический дифференциал

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика