2. Нарушение операциональной стороны познавательной деятельности.
Больным в принципе доступны операции анализа и синтеза, опосредования и обобщения. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты опосредованного запоминания по методике «пиктограмм» (табл.3).
Таблица 3. Результаты опосредованного запоминания по всем больным (в %).
Воспроизведение
|
Не опосредовано | |||
Заданное слово | Заданное и близкое по значению | Значения используемого средства и оно само | Не воспроизведено | |
76, 4 | 89, 3 | 6, 2 | 3, 3 | 1, 2 |
Больным доступна обобщенная символизация опосредуемых слов, однако по своему характеру образы пиктограмм конкретны, ситуационны, у большинства больных опосредование абстрактных и эмоционально-значимых понятий вызвало затруднения, что выражалось во времени, необходимом для поиска адекватного рисунка; они обращались за разъяснениями и помощью к экспериментатору, рассуждали вслух. Объем опосредованной памяти несколько снижен. Больными используется конкретно-ситуационный принцип решений в классификации предметов при сравнении понятий, исключении предметов. Выделение сложных групп в классификации предметов, правильное вербальное оформление решения возможны у большинства больных только после помощи экспериментатора.
Суждения больных нередко строятся на непосредственном представлении о предметах и явлениях, установление конкретных связей между ними заменяет оперирование общими признаками. Например, больная Б. при исключении предметов (даны: этажерка, кровать, шкаф, комод) выделяет этажерку, так как «все остальное может стоять в спальне». Больная Ч. в классификации предметов объединяет ножницы и сантиметр, так как это «вещи портного». Подобные ошибки характерны для всех исследованных больных.
При затруднениях в выполнении задания появляется особый вид резонерства – по типу «компенсации операциональной слабости», описанный Т.И. Тепеницыной (1965) у больных с органическим синдромом. Он характеризуется многоречивостью, использованием вычурных слов с соответствующей резонерской интонацией и эмоциональной окрашенностью высказывания. Например: больная Б. после длительных поисков решения в методике исключения предметов (карточка с изображением солнца и осветительных приборов), выделяя солнце, рассуждает следующим образом: «Этим (осветительными приборами) можно воспользоваться всегда, а солнце от нас не зависит, оно независимо от сознания человека». Выделяя письмо (карточка с изображением телефона, письма, приемника и балалайки), поясняет: «Все остальное звенит, играет, издает звук, а письмо немое …хотя в то же время – крик души!»
Таким образом, результаты методик, направленных на изучение аналитико–синтетической деятельности свидетельствуют о нарушении операциональной стороны мышления по типу снижения уровня обобщений.
нарушения памяти – предыдущая страница|следующая страница – мотивационный компонент мышления
Влияние хронической болезни на психику. Содержание.