п.2. Характеристика познавательной деятельности больных с хронической почечной недостаточностью (ХПН) (продолжение).

2. Нарушение операциональной стороны познавательной деятельности.

Больным в принципе доступны операции анализа и синтеза, опосредования и обобщения. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты опосредованного запоминания по методике «пиктограмм» (табл.3).

Таблица 3. Результаты опосредованного запоминания по всем больным (в %).

Воспроизведение

 

Не опосредовано
Заданное слово Заданное и близкое по значению Значения используемого средства и оно само Не воспроизведено
76, 4 89, 3 6, 2 3, 3 1, 2

Больным доступна обобщенная символизация опосредуемых слов, однако по своему характеру образы пиктограмм конкретны, ситуационны, у большинства больных опосредование абстрактных и эмоционально-значимых понятий вызвало затруднения, что выражалось во времени, необходимом для поиска адекватного рисунка; они обращались за разъ­яснениями и помощью к экспериментатору, рассуждали вслух. Объем опосредованной памяти несколько снижен. Больными используется конкретно-ситуационный принцип решений в классификации предметов при сравнении понятий, исключении предметов. Выделение сложных групп в классификации предме­тов, правильное вербальное оформление решения возможны у большинства больных только после по­мощи экспериментатора.

Суждения больных нередко строятся на непо­средственном представлении о предметах и явлениях, установление конкретных связей между ними заменяет оперирование общими признаками. Например, больная Б. при исключении предметов (даны: эта­жерка, кровать, шкаф, комод) выделяет этажерку, так как «все остальное может стоять в спальне». Больная Ч. в классификации предметов объединяет ножницы и сантиметр, так как это «вещи портного». Подобные ошибки характерны для всех исследован­ных больных.

При затруднениях в выполнении задания появляется особый вид резонерства – по типу «компенсации операциональной слабости», описанный Т.И. Тепеницыной (1965) у больных с органическим синдро­мом. Он характеризуется многоречивостью, исполь­зованием вычурных слов с соответствующей резонер­ской интонацией и эмоциональной окрашенностью высказывания. Например: больная Б. после дли­тельных поисков решения в методике исключения предметов (карточка с изображением солнца и осве­тительных приборов), выделяя солнце, рассуждает следующим образом: «Этим (осветительными прибо­рами) можно воспользоваться всегда, а солнце от нас не зависит, оно независимо от сознания челове­ка». Выделяя письмо (карточка с изображением те­лефона, письма, приемника и балалайки), поясняет: «Все остальное звенит, играет, издает звук, а письмо немое …хотя в то же время – крик души!»

Таким образом, результаты методик, направлен­ных на изучение аналитикосинтетической деятельно­сти свидетельствуют о нарушении операциональной стороны мышления по типу снижения уровня обоб­щений.

нарушения памяти – предыдущая страница|следующая страница – мотивационный компонент мышления

Влияние хронической болезни на психику. Содержание.