Яндекс.Метрика

п.2. Характеристика познавательной деятельности больных с хронической почечной недостаточностью (ХПН) (продолжение).

3. Нарушение мотивационного компонента познавательной деятельности

Выделение данного вида нарушения проводилось на основании сопоставления результатов обследования с анализом позиции больного во время эксперимента, которую мы определяли на основании традиционных для патопсихологических исследований признаков: отношение больного к самому факту обследования; особенности принятия инструкций; отношение к допущенным ошибкам, похвале и порицанию; оценка самим больным качества работы. Hapyшение мотивационного компонента познавательной деятельности было обнаружено у 6 больных. На обследование они соглашались с целью «отвлечься, порисовать», «порешать задачки» или просто пассивно подчинялись требованию врачей. В ходе выполнения заданий они теряли инструкцию, невнимательно ее выслушивали, переспрашивали, что они должны делать дальше. Адекватно реагируя на похвалу, пытала оправдаться в ситуациях неуспеха, говорили «детренированности», невнимательности, плохом cамочувствии или неинтересности задания, легко отказывались от дальнейших решений. В конце исследования затруднялись в самостоятельной оценке качества своей работы, активно результатами исследования не интересовались. Наряду с изменениями динамической и операциональной стороны познавательной деятельности, характерными для всех больны  у данной группы можно отметить искажение процесса обобщения по типу использования слабых признаков. Связи, устанавливаемые между предметами и понятиями, строились на основании случайных ассоциаций, не отражая существенных отношений между ними. Так, сравнение понятий «волк» и «луна» проводится на основании одинакового количества букв в словах, общим признаком понятий «ось» и «оса» выступает их созвучие, классификация предметов строится на основании материала, из которого изготовлены эти предметы: стекла, дерева, металла.

Примечание: Отдельные случаи использования слабых признаков встречаются и у других больных на фоне утомления в случаях затруднений, однако большинство таких ошибочных решений больные замечают самостоятельно, демонстрируют «предпочтение истины».

Ошибки подобного рода уже описаны в литерату­ре (Зейгарник, 1976). Их появление связывается с нарушениями мотивационного аспекта деятельности. Они возникают, как правило, в тех случаях, когда цель, поставленная экспериментатором, не приобре­тает для больных личностного смысла, не способна поэтому выполнять функцию регулятора их дейст­вий. Можно высказать предположение, что и у ис­следованных нами больных происходит подобное же изменение смысловой ориентации личности, так на­зываемая «смысловая смещенность» (Зейгарник, 1976). Ее возникновение может быть обусловлено по крайней мере двумя моментами.

Прежде всего у больных наблюдаются значитель­ное изменение динамики психической деятельности, снижение ее активности, общее нарушение «энерге­тики» психической деятельности. Это выражается, в частности, в изменении побудительной силы моти­вов. Последнее небезразлично и для смысловой ха­рактеристики деятельности, поскольку влечет за со­бой сужение круга мотивов, побуждающих к дея­тельности (Хоченов, Николаева, 1978),

Смысловая смещенность может быть связана так­же и с тем, что необходимость существования в ус­ловиях тяжелой хронической болезни создает стой­кую направленность на «самообслуживание»: необ­ходимость соблюдения строгого режима и диеты, по­стоянный контроль за проведением гемодиализа, за состоянием артериовенозного шунта, за собственным весом и т. д. Обеспечение этой деятельности, требуя также больших энергетических затрат, целиком по­глощает внимание многих больных, что приводит к изменению личностного смысла различных видов деятельности, значимых для здоровых людей (в том числе лишает личностного смысла выполнение экспе­риментально-психологических заданий).

Таким образом, выявление в данном исследова­нии нарушения познавательной деятельности следует рассматривать в неразрывной связи с целым ком­плексом личностных изменений, нуждающихся в спе­циальном экспериментально-психологическом иссле­довании.

операциональная сторона мышления – предыдущая страница|следующая страница – психические нарушения

Влияние хронической болезни на психику. Содержание.