Дефектный ментальный уровень
Несмотря на то, что глава о так называемых расстройствах интеллекта относится к учебникам психиатрии, их значение настолько велико, что необходимо коротко упомянуть о них и здесь (в связи с вышеприведенной главой). Мы различаем врожденные дефекты интеллекта (ментального уровня) – все формы слабоумия, олигофрении – и деменцию, которая не является врожденным пороком, а приобретается в течение жизни (опухоль мозга, склероз, старческая дементность, эпилепсия, последствия психотических заболеваний, особенно шизофрении).
Что касается олигофрении, то можно различать три ее степени:
1. Дебильность. Дебил споцобен окончить начальную школу, научиться читать, писать и считать, доступен воспитанию и обучению.
Дебильные дети отстают в своем психическом развитии примерно на одну четверть или на одну половину от своего фактического возраста. Будучи взрослыми они достигают зрелости мышления одиннадцатилетнего ребенка. Они могут выполнять не слишком сложные мануальные профессии не требующие инициативы и большей ответственности.
2.Имбецильность. Имбецил поддается частичному воспитанию и не способен к обучению. Он достигает в наилучшем случае уровня старшего дошкольного возраста. Он не может справиться с учением в школе, но может обслужить сам себя и под непосредственным руководством, если речь не идет о тяжелой форме имбецильности, может делать и простейшую работу.
3. Идиотия. Идиот не способен ни к воспитанию, ни к обучению. Он остается на уровне развития грудного ребенка или ползунка и нуждается в постоянной посторонней помощи или помещении в специальное учреждение, если такая помощь не может быть ему предоставлена дома.
Достаточно хорошо известно, что олигофрения возникает, например, в результате поражения плода вследствие неправильного или недостаточного питания матери, вследствие некоторых заболеваний матери, таких, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз и т. п. Иногда решающую роль играет RH-фактор, облучение рентгеновскими лучами, гипоксия (асфиксия) в родах и мозговые травмы, и, наконец, особенно в первый период развития, воспаление мозга и мозговых оболочек, тяжелые отравления и т. д.
При диагностике олигофрении необходимо также тщательно выявлять возможные формы социального слабоумия, которое в нашем новом общественном строе почти исчезло. В таких случаях человек хотя и проявляется как олигофрен, но низкий уровень умственного развития здесь бывает обусловлен не конституционально, а социальными условиями, недостатком социальной стимуляции, обучения и т. п.
Между нормальным умственным уровнем и олигофренией самой легкой степени имеется ряд постепенных переходов. Обычно различают следующий ряд:
норма – слабый средний уровень – уровень ниже средней нормы, но еще в пределах нормы – ограниченность (тупость) – пограничный пояс между ограниченностью и дебильностью – дебильность – имбецильность – идиотия.
Опытный психолог при исследовании всегда обращает внимание на пробелы в знаниях и умениях, в школьной успеваемости, на частоту заболеваний и их тяжесть для того, чтобы затем, особенно при вербальных тестах, не интерпретировать ошибочно уровень умственного развития больного.
Врач и медицинская сестра должны также всегда помнить о различиях среди больных, иметь в виду их интеллект. Вопросы, задаваемые при сборе анамнеза, и рекомендации, даваемые больному при выписке из больницы, при назначении лечения и режима, при объяснении характера заболевания, должны соответствовать пониманию и знаниям больного. Если мы замечаем, что больной нас не понимает, то ищем причину этого в способе нашего объяснения, а не в плохой внимательности больного. Не следует проявлять по отношению к больному нетерпеливость, недовольство или надменность, необходимо попытаться просто подходящим способом изменить свое объяснение. В противном случае мы затруднили бы сами себе контакт с больным и могли бы вызвать недоразумение или открытый конфликт.