Под сенсорной флюктуацией мы понимаем чередование позитивных и негативных фаз при слабых раздражителях. Уже в 1875 году ее выявил оториноларинголог Урбанчич. При исследовании уха он обнаружил, что при помещении часов на такое расстояние от уха, что их тикание было едва слышно, испытуемые отмечали, что тикание постепенно исчезало и появлялось. Общее среднее время равняется 8-10 с для полной волны (с индивидуальными средними величинами 3-6 с). Длительность положительных фаз возрастает с силой раздражителя. Местом флюктуации может быть или орган чувств, или головной мозг, или сочетание того и другого.
Без сомнения, о процессе внимания мы будем знать гораздо больше, когда узнаем механизмы нервной интеграции.
Когда мы говорим об условиях внимания, мы подразумеваем под этим тот факт (о котором уже частично упоминалось), что наиболее интенсивно возбуждают и удерживают наше внимание импульсы, имеющие значение для организма, будь то в силу своей интенсивности (сила и величина, длительность и повторяемость импульса и т. п.: внезапный выстрел, огромный человек, рекламные повторяющие вспышки неонов и т. п.), будь то вследствие своего качества. В особенности максимум внимания возбуждают до сих пор неизвестные, неожиданные, непривычные импульсы (первый полет вокруг Земли, впервые проведенное вскрытие, первая собственноручно проведенная врачебная манипуляция и т. п.).
Под внутренними условиями внимания мы подразумеваем в особенности физиологически и психически благоприятные или неблагоприятные факторы (кофе, алкоголь, гипогликемия, гипоксия, перегрузка слишком калорийной пищей и т. п. Депрессивные состояния понижают внимание; радостное настроение усиливает внимание).
Могучим стимулом внимания являются собственные потребности и интересы. И наоборот, неинтересные стимулы вызывают скуку, недостаток внимания.
Внимание может быть понижено как в смысле возможности концентрации (гипопрозексия), или повышено, односторонне направлено (гиперпрозексия), например, при ипохондрии. Парапрозексия – это такое явление, при котором импульсы супрамаксимальной силы могут вызвать вытеснение из сознания так, что мы не воспринимаем их именно потому, что напряжение внимания было слишком большим, непереносимым для организма (спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета. Пьер в «Войне и мире» не слышит выстрела карательного отряда). В этих случаях не идет речь о «расстройстве внимания» в патологическом смысле – все эти явления известны совершенно нормальным людям. Патологическими они становятся только в контексте с общим психическим расстройством.
Распределение внимания – это способность к одновременной концентрации внимания на нескольких объектах (например, оно необходимо учителю, водителю автомобиля). В противоположность этому имеются люди, неспособные к распределению внимания, при этом мы говорим об инертном внимании, об инерции. (Например, погруженные в работу люди не слышат звонка у входной двери и даже на дотрагивание реагируют лишь спустя некоторое время. В сущности здесь имеет место весьма концентрированное, но одновременно и очень суженное внимание!). Если человек способен легко и без напряжения переходить от одного объекта внимания к другому, то мы говорим о подвижном внимании, о бодрствовании внимания.
К главе о внимании (в связи с эмоциональной жизнью) относятся и так называемые ошибочные действия, оговорки, описки, которые были опять-таки психоанализом объяснены односторонне в качестве неожиданной, нечаянной эрупции эмоциональной жизни, для подавления, удержания в подсознании которой оказались недостаточными как «эго», так и «суперэго». Мы признаем, что эмоциональная жизнь «желание, испуг, «двойственное мышление» (одновременно думаем о двух вещах) могут обусловить ошибочные действия. Например, один председатель собрания, которое для него было весьма неприятным и на котором ему не хотелось присутствовать, начал свою речь следующими словами: «Объявляю собрание закрытым!»
Известный оратор сказал о юбиляре: «И перед нашими глазами коротко проходит его невероятно подлая (вместо «полная») жизнь !…»
Старшая сестра отделения показывает при контроле санитарному врачу: «А здесь находятся инфекционные (вместо «инъекционные») шприцы!» и т. п.
Иногда оговорка или описка происходит вследствие того, что мы концентрируем внимание, например, при декламировании стихотворения, уже на следующем слове, в то время, когда произносим еще первое слово.