canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Мотивация и волевые процессы. Мотивы и мотивация.

III. Мотивация и волевые процессы (воля)

Из новых учебников психологии почти исчезла глава, посвященная воле, и вместо нее появилась глава, посвященная мотивации. Но несмотря на это мы полагаем, что было бы неправильным отказаться от терминов «воля», «волевые процессы», «волевое действие» по существенным при­чинам. Мы не считаем, что их можно полностью охватить и заменить словом «мотивация».

Авторы живо и образно написанной книги «Человек в обществе» (Креч и сотр.) убеждены в том, что понять взаимоотношения людей – означает узнать направление и постоянство их поступков. Почему та­кой-то больной решил отвергнуть лечение? Почему он перешел от одно­го врача к другому? Это вопросы, относящиеся к направлению действия. Почему Альберт Швейцер в течение многих лет переносил тяжелую жизнь в Ламбарене в африканской пустыне? Почему Гус стойко перенес гонения, и, наконец, мучительную смерть? Это вопросы, касающиеся устойчивости действия.

Изучение направления и устойчивости действия является изучением мотивации. Но мотивация не касается лишь действия в более узком смысле слова. Она заключена и в детерминации процесса познания; по­знание, так же как и действие, находится в тесной связи с потребностями и целями – мотивируется ими. (Например, в сумерках дерево нам может показаться фигурой того, кого мы ждем и кому идем навстречу, кого ожидаем на каждом шагу. В данном случае не идет речь о познании адекватного раздражителя, познание было искажено мотивацией, ожиданием.)

Следовательно, мотив, побуждение поступка является основным по­нятием мотивационных теорий. Иногда ставят знак равенства между по­нятиями мотив = потребность. Левин в 1926 году высказал предположе­ние, что поведение мотивировано напряжением потребностей или био­логических потребностей, или так называемых квазипотребностей (умы­сел, намерения). Потребность предоставляет субъекту, находящемуся в поле окружения индивида, характер стимула, толчка позитивного или негативного характера. И только предмет, имеющий характер стимула, дает нашему поступку цель. Следовательно, в данном случае потреб­ность рассматривается как мотив (а мотив как потребность), как сила, которая приводится в движение и поддерживает поведение. Различают потребности положительные (побуждающие позитивно к достижению цели, как например, стремление, страстное желание) и отрицательные (страх, тоска, отвращение), носящие характер силы, отталкивающей че­ловека от определенных предметов. Однако и другие авторы, несмотря на различные концепции (сравни, например, Аткинсон, который опреде­ляет потребность как диспозицию, ведущую к особому способу овладе­ния в смысле действия, афилиации или власти), под мотивацией понима­ют стремления, инстинкты, влечения, потребности в качестве основы действия.

Но мы полагаем, что о воле и волевых актах мы можем и будем го­ворить в тех случаях, когда речь идет о сознательном, целенаправлен­ном осуществлении мотивов (побуждений).

Современная психология занималась анализом волевых процессов и разделила их постепенность на три фазы:

1.подготовка волевого акта,

2. волевой акт,

3. волевое поведение.

Подготовка волевого акта исходит из биологических потребностей в самом широком смысле слова. Потребности человека можно разде­лить на биологические более старые и более молодые, на материальные и духовные (например, потребность в еде – потребность в культурных ценностях). Некоторые психологи считают потребности вторичными, а влечения – первичными. Мы считаем, что понятие «потребность» является более широким понятием. Влечение – это органическаая по­требность (Рубинштейн), отражающаяся в органической сенсибильно- сти.

Другой формой потребности являются интересы, особенно цен­тральные интересы, – концентрация психической жизни (постоянная, со­провождающая личность) на определенной области действительности.

Следующей формой являются ценности (и идеалы).

Влечения являются бессознательными мотивами волевых актов, в то время как интересы, ценности (идеалы) мы можем рассматривать в качестве сознательных мотивов волевого поведения.

оговорки – предыдущая | следующая – влечения
Яндекс.Метрика