Яндекс.Метрика

III. Мотивация и волевые процессы (воля)

Из новых учебников психологии почти исчезла глава, посвященная воле, и вместо нее появилась глава, посвященная мотивации. Но несмотря на это мы полагаем, что было бы неправильным отказаться от терминов «воля», «волевые процессы», «волевое действие» по существенным при­чинам. Мы не считаем, что их можно полностью охватить и заменить словом «мотивация».

Авторы живо и образно написанной книги «Человек в обществе» (Креч и сотр.) убеждены в том, что понять взаимоотношения людей – означает узнать направление и постоянство их поступков. Почему та­кой-то больной решил отвергнуть лечение? Почему он перешел от одно­го врача к другому? Это вопросы, относящиеся к направлению действия. Почему Альберт Швейцер в течение многих лет переносил тяжелую жизнь в Ламбарене в африканской пустыне? Почему Гус стойко перенес гонения, и, наконец, мучительную смерть? Это вопросы, касающиеся устойчивости действия.

Изучение направления и устойчивости действия является изучением мотивации. Но мотивация не касается лишь действия в более узком смысле слова. Она заключена и в детерминации процесса познания; по­знание, так же как и действие, находится в тесной связи с потребностями и целями – мотивируется ими. (Например, в сумерках дерево нам может показаться фигурой того, кого мы ждем и кому идем навстречу, кого ожидаем на каждом шагу. В данном случае не идет речь о познании адекватного раздражителя, познание было искажено мотивацией, ожиданием.)

Следовательно, мотив, побуждение поступка является основным по­нятием мотивационных теорий. Иногда ставят знак равенства между по­нятиями мотив = потребность. Левин в 1926 году высказал предположе­ние, что поведение мотивировано напряжением потребностей или био­логических потребностей, или так называемых квазипотребностей (умы­сел, намерения). Потребность предоставляет субъекту, находящемуся в поле окружения индивида, характер стимула, толчка позитивного или негативного характера. И только предмет, имеющий характер стимула, дает нашему поступку цель. Следовательно, в данном случае потреб­ность рассматривается как мотив (а мотив как потребность), как сила, которая приводится в движение и поддерживает поведение. Различают потребности положительные (побуждающие позитивно к достижению цели, как например, стремление, страстное желание) и отрицательные (страх, тоска, отвращение), носящие характер силы, отталкивающей че­ловека от определенных предметов. Однако и другие авторы, несмотря на различные концепции (сравни, например, Аткинсон, который опреде­ляет потребность как диспозицию, ведущую к особому способу овладе­ния в смысле действия, афилиации или власти), под мотивацией понима­ют стремления, инстинкты, влечения, потребности в качестве основы действия.

Но мы полагаем, что о воле и волевых актах мы можем и будем го­ворить в тех случаях, когда речь идет о сознательном, целенаправлен­ном осуществлении мотивов (побуждений).

Современная психология занималась анализом волевых процессов и разделила их постепенность на три фазы:

1.подготовка волевого акта,

2. волевой акт,

3. волевое поведение.

Подготовка волевого акта исходит из биологических потребностей в самом широком смысле слова. Потребности человека можно разде­лить на биологические более старые и более молодые, на материальные и духовные (например, потребность в еде – потребность в культурных ценностях). Некоторые психологи считают потребности вторичными, а влечения – первичными. Мы считаем, что понятие «потребность» является более широким понятием. Влечение – это органическаая по­требность (Рубинштейн), отражающаяся в органической сенсибильно- сти.

Другой формой потребности являются интересы, особенно цен­тральные интересы, – концентрация психической жизни (постоянная, со­провождающая личность) на определенной области действительности.

Следующей формой являются ценности (и идеалы).

Влечения являются бессознательными мотивами волевых актов, в то время как интересы, ценности (идеалы) мы можем рассматривать в качестве сознательных мотивов волевого поведения.

оговорки – предыдущая | следующая – влечения