Часть 2. Обследование письма и чтения: нейропсихологический подход
Глава 1. Методика обследования письма младших школьников
Иншакова О.Б.
Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов, — и проводится в каждой возрастной группе не менее двух раз в год. Для обследования детей-первоклассников, только что поступивших в школу, используется специально разработанная методика, которую правильнее называть «тестом достижений».
Обследование письма в конце первого года обучения и далее рекомендуется проводить фронтально, т. е. одновременно у всех учащихся в классе, или в небольших подгруппах детей, зачисленных на логопедический пункт. В этом случае экспериментальные условия будут одинаковыми для учащихся. Для обследования следует выбирать одно и то же время, например, первую половину дня.
Для получения максимально объективных результатов необходимо придерживаться следующих условий:
— Перед проведением письменных работ школьникам нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.
— Учащиеся первого класса в начале обучения должны выполнять письменные задания на нелинованных листах. Имя и фамилию, наименование вида письменной работы (диктант, списывание) и заголовок письменной работы дети должны писать самостоятельно, так как это является дополнительным информационным материалом для оценки навыков письма. В конце первого года обучения, на втором, третьем и четвертом годах обучения письменные работы пишутся на обычных тетрадных листах.
— Для изучения письма под диктовку предлагают только специально отобранные диктанты повышенной сложности, но соответствующие возрастным и программным требованиям учащихся.
— В разных классах или подгруппах детей диктант должен проводить один и тот же специалист (логопед или учитель).
— Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но в то же время без проговаривания сложных для написания мест в словах. Диктант после написания проверяется.
— Для списывания с печатного и рукописного текстов каждый ученик использует индивидуальные листочки с образцами контрольного текста.
— Необходимо проследить, чтобы дети сидели по одному за партой и не имели возможности заглядывать в тетради своих соседей.
— Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.
— Время выполнения диктанта и списывания ограничивается временными рамками, отводимыми для данных видов письменных работ.
1.1. Изучение письма первоклассников в начале обучения
Данный тест создан для изучения письменных умений бывших дошкольников. Для его проведения детям раздаются листы белой нелинованной бумаги формата А4 и простые карандаши. Экспериментатор акцентирует внимание учеников на том, что тестовые задания могут быть как простыми, так и сложными. Если ребенок не может выполнить какое-то из заданий, то это задание разрешается пропустить и перейти к выполнению следующего.
Задание 1. Задание направлено на изучение самостоятельного написания своего имени и фамилии. Внизу в свободном рабочем пространстве начерчена горизонтальная линия, которая при выполнении задания может быть использована как рабочая строка. Внимание детей на наличии этой линии не фиксируется специально.
Процедура проведения. Экспериментатор раздает протоколы обследования (листы формата А4) ученикам и просит расположить их прямо перед собой вертикально. Одновременно положение листа демонстрируется на доске.
Инструкция: «Обведи кружочком цифру 1. Это первое задание». Под цифрой 1 на свободном месте, как умеешь, напиши свою фамилию и имя.
Это задание позволяет изучить:
1) уровень знакомства с основными принципами русского письма (фамилия и имя написаны по правилам орфографии или с использованием только фонетического принципа);
2) наличие метаязыковых знаний (написание имени и фамилии с заглавной буквы, раздельное написание слов);
3) количество и характер ошибок (пропусков, замен, смешений, и т. д.);
4) имеющиеся у ребенка зрительно-пространственные трудности (зеркальность, ненахождение начала рабочей строки и неиспользование её при письме).
Задание 2. С помощью данного задания изучается количество самостоятельно воспроизведенных ребёнком букв алфавита. Для его выполнения, как и всех последующих заданий, детям не предлагаются вспомогательные горизонтальные линии, облегчающие расположение письменного материала в рабочем пространстве, а предоставляется свободное рабочее поле.
Процедура проведения. Логопед просит написать как можно больше печатных букв, известных ребенку. Оказание помощи со стороны во время выполнения задания исключается. Время выполнения не ограничивается.
Инструкция: «Найди и обведи кружочком цифру 2. Это второе задание. Под заданием 2 на свободном месте постарайся написать все печатные буквы, которые ты знаешь».
Данное задание позволяет определить:
1) количество букв, известных ребенку и доступных для правильного воспроизведения по памяти (согласных, гласных, Ь и Ъ);
2) ошибки при выполнении задания;
3) зрительно-пространственные сложности (трудности нахождения начала строки и расположения на строке букв, неудержание рабочей строки, колебания высоты и наклона букв, наличие зеркальности);
4) способность сохранения рабочей программы во время письма (отсутствие переходов с печатных букв на письменные);
5) наличие макро- или микрографии;
6) присутствие гипер- и гипотонуса.
Запоминание фигур – предыдущая | следующая – Письмо под диктовку
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников