Исходы. Полные и неполные ремиссии. В отличие от детской шизофрении, при которой прогноз, как правило, малоблагоприятен, в подростковом возрасте возможны самые разнообразные исходы — от практического выздоровления до стремительного развития глубокого дефекта. Однако у заболевших в этом возрасте не бывает выраженной интеллектуальной недостаточности, как это встречается у детей. У подростков шизофренический дефект часто сочетается с инфантилизмом, проявляющимся и во внешности, и в поведении.
Классификация исходов шизофрении у подростков [Сухарева Г. Е., 1937; Вроно М. Ш., 1971; Masterson J., 1956] строится на клинико-социальных критериях — учитывается прежде всего возможность социальной адаптации.
Полной ремиссией считаются случаи практического выздоровления с возможностью продолжать обучение на общих основаниях, а для работающих старших подростков — вернуться к прежней профессии.
Неполная ремиссия дает возможность обучать только по облегченной программе, или подросток нуждается в трудоустройстве на несложной работе. В других случаях возможность обучения и трудоспособность могут быть утрачены, но сохраняются навыки самообслуживания, подросток может жить в семье и привлекаться к домашнему труду. При наиболее неблагоприятном исходе оказываются необходимыми постоянный надзор и уход. Такие подростки надолго оказываются в больнице и обычно переводятся в отделения для взрослых.
Кроме оценки полноты ремиссии, важно иметь представление об ее стойкости. Продолжительность ремиссий может быть от 1—2 нед до многих лет. Однако многолетние полные ремиссии, позволяющие снять больного с учета в психоневрологическом диспансере, при прогредиентной шизофрении, начавшейся в подростковом возрасте, встречаются редко. По данным В. И. Горохова (1979), став взрослыми, на учете диспансера остается 97 % больных. Чаще всего полные ремиссии являются и наиболее стойкими, однако далеко не всегда. В подростковом возрасте нередко встречается «дозревание» ремиссий — на протяжении месяцев и даже года после выписки из больницы состояние может прогрессивно улучшаться.
Типы ремиссий. При полных ремиссиях обычно не приходится говорить об этих типах: личностные изменения отсутствуют или бывают минимальными. При неполных ремиссиях в подростковом возрасте можно выделить несколько их типов по аналогии с таковыми у взрослых [Зеневич Г. В., 1964].
Психопатоподобный тип ремиссии является наиболее частым у подростков. Картина наступающих изменений личности не укладывается ни в один из типов конституциональных психопатий и даже заметно отличается от синдромов при вялотекущей психопатоподобной шизофрении. Наибольшее сходство обнаруживается с органическим дефектом после тяжелых нейроинфекций, нейроинтоксикаций и мозговых травм в раннем онтогенезе, картина которого выходит за рамки того, что обозначено как «органическая психопатия», и проявляются растормаживанием грубых влечений и инстинктов [Сухарева Г. Е., 1959]. Бросается в глаза общее огрубение подростка: отсутствие тонких эмоциональных реакций, гримасы, «деревянный» без модуляций голос, беззастенчивая вульгарность речи. Утрачиваются также пластичность и грациозность телодвижений. Интересы становятся примитивными — вкусная еда, бездумные развлечения, тяга в асоциальные компании, где такие подростки играют пассивную и подчиненную роль, погоня за модой в одежде без учета особенностей своей внешности и тем более возможностей приобретения. Нередко растормаживается сексуальное влечение: легко вступают в случайные связи, непрестанно ищут новых сексуальных партнеров, обнаруживают сексуальную агрессию, склонность к перверзиям, особенно к гомосексуализму. Часто начинают интенсивно алкоголизироваться. С родными устанавливаются враждебные отношения: на попытки контролировать их поведение отвечают бранью, побоями, твердят о своем желании жить отдельно. Уклоняются от учебы, легче удерживаются на несложной, не требующей напряжения работе. Увлечения (хобби) обычно отсутствуют или бывают мимолетны.
Апатоабулический тип ремиссии соответствует этому типу у взрослых. Больные малоактивны, сидят дома, слоняются без дела, учиться могут лишь иногда, по очень облегченной программе, трудиться — только на несложной работе. Со сверстниками малообщительны, предпочитают привычный и формальный круг контактов. Сексуальная активность обычно ограничивается онанизмом. К каким-либо занятиям или развлечениям особого интереса не проявляют. Любая деятельность в значительной мере зависит от побуждения со стороны.
Астенический тип ремиссии проявляется повышенной утомляемостью, особенно при умственных занятиях, жалобам на плохую память, трудность сосредоточения, иногда появлением обсессий и фобий. У подростков этот тип свидетельствует о нестойкости ремиссий.
Параноидный тип ремиссии, столь нередкий у взрослых, в подростковом возрасте встречать почти не приходится.
Ремиссия по типу шизоидизации является характерной именно для подростков. Вся жизнь оказывается заполненной каким-либо одним увлечением. Этот тип ремиссии наиболее похож на синдром нарастающей шизоидизации при вялотекущей психопатоподобной форме. Выбор увлечений нередко поражает причудливостью, занятия им — монотонным упорством и непродуктивностью. Отличие подобной постпроцессуальной шизоидности от психопатий и акцентуаций характера того же типа состоит в бедности внутренней жизни, примитивности интересов, выраженной ювенильности в облике, невыразительности мимики [Мазаева Н. А., Козюля В. Г., 1977].
Кроме указанных типов, ремиссии следует подразделять на спонтанные, обусловленные остановкой в развитии процесса, и терапевтические, вызванные лечением. Терапевтические ремиссии при лечении нейролептиками обычно отличаются нестойкостью и сохраняются лишь при поддерживающей терапии.
аментивный синдром – предыдущая | следующая – прогностические признаки
Подростковая психиатрия. Содержание.