Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Одним из основополагающих принципов строения высших психических функций является положение Л. С. Выготского (1960) о том, что проблема мозговой организации психиче­ских процессов должна разрабатываться с позиций сложных межфункциональных связей. Высшие функции мозга, как под­черкивается Л. С. Выготским (1960), А. Р. Лурия (1969, 1973), А. Н. Леонтьевым (1972), формируются в процессе длительного социально-исторического развития (в процессе эволюции пред­метной деятельности человека), сложными, опосредованными по своему строению, сознательными и произвольными по спо­собу деятельности. Представление о «системной локализации функций» позволяет лучше понять механизмы нарушений выс­ших психических процессов, возникающих при очаговых пора­жениях мозга. Нейропсихологическая практика показывает, что при дезинтеграции любого звена функциональной системы мо­жет страдать вся деятельность в целом, но выпадение той или иной функции еще не дает основания судить о ее локализации, и поиск «центров» чтения, письма, счета и т. д. представляется неправомерным. Для того чтобы перейти от симптома к лока­лизации функции, необходим детальный психологический ана­лиз структуры расстройства с выделением основной причины распада функциональной системы. Это оказывается возможным только при нейропсихологической «квалификации» симптомов нарушения высших психических функций [Лурия А. Р., 1969]. Понятия «локализация очага» и «локализация функции» не яв­ляются однозначными, и судить о мозговой организации функ­циональной системы на основании данных очагового пораже­ния мозга следует исходя из структурного анализа совокупно­сти взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом симптомов. При нарушении функции симптом может быть частично или полностью защищен за счет деятельности других областей мозга, участвующих в рабочей констелляции, что повышает надежность работы мозга. Но какова все же роль отдельных мозговых структур или функциональных единиц в сложной многоэтапной иерархии функциональной системы? Наряду с понятием «локализация функций», возникло понятие «локализация операций», которое пришло п нейропсихологию из теории информации и распознавания образов. Пол операциями понимается ряд действий, необходимых для реализации той или иной функциональной системы, таких как выделение сигнала из шума (фильтрация сообщений), оперативная память, принятие решения и др. Можно допустить, что именно операции являются теми дискретными категориями, по Н. А. Бернштейну, которые «. . .могут быть в действительности локализованно отображены в центрах мозга». Синтез современной нейропсихологии с нейро-кибернетикой, теорией информации и распознавания образов обогатил представление о мозге как о системе, воспринимаю­щей, хранящей и перерабатывающей информацию, где операции реализуют отдельные «звенья» или «этапы» в сложной органи­зации памяти, узнавания, действия и т. д. Такое представление не только обогатило нейропсихологию новыми методологиче­скими принципами, но и способствовало разработке принци­пиально новых методов исследования в клинико-диагностиче­ской практике, включая применение технических систем и ап­паратуры.

При решении задач нейропсихологической диагностики сле­дует помнить, что все психические процессы совершаются на разных уровнях интеграции и что нарушения высокодифференцированной системной деятельности мозга при локальных пора­жениях могут быть обусловлены не только за счет пораженного полушария, но и в результате изменения межполушарного вза­имодействия, влияния одностороннего очага на деятельность ин-тактного полушария, изменения взаимодействия так называе­мых специфических функций отдельных корковых зон и неспе­цифических активирующих образований ствола мозга и ретикулярной формации [Лурия А. Р., 1973; Смирнов В. М., 1976; Мучник Л. С. и др., 1981; Бехтерева Н. П., 1980; Трау-готт Н. Н., 1981; Geschwind N.. 1965; Sperri R. с соавт., 1969]. Иными словами, множество церебральных структур, обеспечи­вающих реализацию функциональных систем сложных психиче­ских процессов, связаны между собой как по горизонтали, так и по вертикали. Поражение верхних отделов ствола, межуточного мозга, лимбических и палеокортикальных образований, как из­вестно, редко приводит к дефектам отдельных психических функ­ций. Но при этом в зависимости от расположения очагов пора­жения могут наблюдаться расстройства активного внимания, модальностно-неспецифические расстройства кратковременной памяти, нарушения процессов консолидации следов текущего опыта, расстройства пластичности и инициативы при решении интеллектуально-мнестических задач, эмоционального реагиро­вания и некоторых форм адаптивного поведения. Задача нейро-психолога заключается в том, чтобы изучить, как влияют нару­шение тонуса коры, снижение уровня активации на процессы восприятия, памяти, узнавания, речи и какое это имеет значе­ние для диагностики, восстановительного лечения и прогноза заболевания.

локально-органические поражения головного мозга – предыдущая | следующая – доминирование полушарий

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание