canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нейропсихология занимается изучением локально-ориентированных поражений головного мозга. Представление о мозга как о системе обогатил синтез нейро-кибернетики,теории информации и распознавания образов и современной нейропсихологии.

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Одним из основополагающих принципов строения высших психических функций является положение Л. С. Выготского (1960) о том, что проблема мозговой организации психиче­ских процессов должна разрабатываться с позиций сложных межфункциональных связей. Высшие функции мозга, как под­черкивается Л. С. Выготским (1960), А. Р. Лурия (1969, 1973), А. Н. Леонтьевым (1972), формируются в процессе длительного социально-исторического развития (в процессе эволюции пред­метной деятельности человека), сложными, опосредованными по своему строению, сознательными и произвольными по спо­собу деятельности. Представление о «системной локализации функций» позволяет лучше понять механизмы нарушений выс­ших психических процессов, возникающих при очаговых пора­жениях мозга. Нейропсихологическая практика показывает, что при дезинтеграции любого звена функциональной системы мо­жет страдать вся деятельность в целом, но выпадение той или иной функции еще не дает основания судить о ее локализации, и поиск «центров» чтения, письма, счета и т. д. представляется неправомерным. Для того чтобы перейти от симптома к лока­лизации функции, необходим детальный психологический ана­лиз структуры расстройства с выделением основной причины распада функциональной системы. Это оказывается возможным только при нейропсихологической «квалификации» симптомов нарушения высших психических функций [Лурия А. Р., 1969]. Понятия «локализация очага» и «локализация функции» не яв­ляются однозначными, и судить о мозговой организации функ­циональной системы на основании данных очагового пораже­ния мозга следует исходя из структурного анализа совокупно­сти взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом симптомов. При нарушении функции симптом может быть частично или полностью защищен за счет деятельности других областей мозга, участвующих в рабочей констелляции, что повышает надежность работы мозга. Но какова все же роль отдельных мозговых структур или функциональных единиц в сложной многоэтапной иерархии функциональной системы? Наряду с понятием «локализация функций», возникло понятие «локализация операций», которое пришло п нейропсихологию из теории информации и распознавания образов. Пол операциями понимается ряд действий, необходимых для реализации той или иной функциональной системы, таких как выделение сигнала из шума (фильтрация сообщений), оперативная память, принятие решения и др. Можно допустить, что именно операции являются теми дискретными категориями, по Н. А. Бернштейну, которые «. . .могут быть в действительности локализованно отображены в центрах мозга». Синтез современной нейропсихологии с нейро-кибернетикой, теорией информации и распознавания образов обогатил представление о мозге как о системе, воспринимаю­щей, хранящей и перерабатывающей информацию, где операции реализуют отдельные «звенья» или «этапы» в сложной органи­зации памяти, узнавания, действия и т. д. Такое представление не только обогатило нейропсихологию новыми методологиче­скими принципами, но и способствовало разработке принци­пиально новых методов исследования в клинико-диагностиче­ской практике, включая применение технических систем и ап­паратуры.

При решении задач нейропсихологической диагностики сле­дует помнить, что все психические процессы совершаются на разных уровнях интеграции и что нарушения высокодифференцированной системной деятельности мозга при локальных пора­жениях могут быть обусловлены не только за счет пораженного полушария, но и в результате изменения межполушарного вза­имодействия, влияния одностороннего очага на деятельность ин-тактного полушария, изменения взаимодействия так называе­мых специфических функций отдельных корковых зон и неспе­цифических активирующих образований ствола мозга и ретикулярной формации [Лурия А. Р., 1973; Смирнов В. М., 1976; Мучник Л. С. и др., 1981; Бехтерева Н. П., 1980; Трау-готт Н. Н., 1981; Geschwind N.. 1965; Sperri R. с соавт., 1969]. Иными словами, множество церебральных структур, обеспечи­вающих реализацию функциональных систем сложных психиче­ских процессов, связаны между собой как по горизонтали, так и по вертикали. Поражение верхних отделов ствола, межуточного мозга, лимбических и палеокортикальных образований, как из­вестно, редко приводит к дефектам отдельных психических функ­ций. Но при этом в зависимости от расположения очагов пора­жения могут наблюдаться расстройства активного внимания, модальностно-неспецифические расстройства кратковременной памяти, нарушения процессов консолидации следов текущего опыта, расстройства пластичности и инициативы при решении интеллектуально-мнестических задач, эмоционального реагиро­вания и некоторых форм адаптивного поведения. Задача нейро-психолога заключается в том, чтобы изучить, как влияют нару­шение тонуса коры, снижение уровня активации на процессы восприятия, памяти, узнавания, речи и какое это имеет значе­ние для диагностики, восстановительного лечения и прогноза заболевания.

локально-органические поражения головного мозга – предыдущая | следующая – доминирование полушарий

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика