canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Доминирование полушарий играет большую роль в восприятии человеком мира. Эмоциональность или рассудительность человека зависят от доминирования полушарий.

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

В последние годы многими исследованиями установлены важная роль правого полушария в осуществлении психических функций и особая значимость для прикладной нейропсихоло­гии вопроса о функциональной специлизации полушарий. В связи с этим проблема доминантности полушарий (по речи и по ведущей руке), оставаясь актуальной для решения конк ретных задач топической диагностики (особенно в нейрохирур­гической клинике), должна рассматриваться как составная часть более общей проблемы интегративной деятельности мозга. Из­вестные со времен X. Джексона и В. М. Бехтерева различия в функционировании правого и левого полушарий (у право-руких) нашли широкое подтверждение и дополнение в экспери­ментальных исследованиях. Суммируя результаты работ Н. Несаеп и сотр. (1963, 1970), Е. П. Кок (1967), R. Sperri и сотр. (1969, 1974), М. Gazzaniga (1971), А. Р. Лурия (1973), Л. Я. Ба-лонова и В. Л. Деглина (1976), J. Levy (1976), Т. А. Доброхо­товой и И. И. Брагиной (1977), И. Н. Брагиной и Т. А. Добро­хотовой (1981), Я. А. Меерсона (1981), Б. И. Белого (1982) и других авторов, можно сказать, что представления о доминиро­вании полушарий в восприятии определенного стимулыюго ма­териала (речевого — для левого полушария и наглядно-образ­ного— для правого) должны быть дополнены. Оказалось, что различия зависят не только и не столько от особенностей предъявляемого материала, сколько от характера конкретных задач, стоящих перед испытуемым. При этом с левым полуша­рием связываются задачи категоризации (классификации) пре­имущественно на основе выделения существенных признаков в речевых или зрительных стимулах, а с правым — задачи иден­тификации (сличения) целостного образа. Иными словами, раз­личие в способах переработки информации является одним из важнейших механизмов, определяющих функциональную спе­циализацию полушарий [Меерсон Я. А., 1975, 1981; Леушина Л. И., 1981; Зальцман А. Г., 1982; Sperri R., 1974, и др.]. При этом правое полушарие обеспечивает главным образом быстроту узнавания стимулов, требующих комплексного описа­ния (не выделяя главный признак), необходимого для иденти­фикации сложных, малозиаковых невербализуемых объектов j(b условиях высокой помехоустойчивости), а левое полушарие доминирует в задачах, связанных с категоризацией хорошо зна­комых, относительно несложных, легко вербализуемых объектов.

Левое полушарие, как показывают экспериментальные дан­ные, теряет в скорости переработки информации (оно связано, по-видимому, с построением иерархии признаков и выделением ведущего), оно менее устойчиво к повреждениям, но обладает способностью к аналитическому обобщенному описанию объек­тов на основе системы речевых связей и тем самым к произволь­ному управлению психологическими функциями. Следует заметить, что и доминантность левого полушария по речи рас­сматривается в настоящее время как относительная [Симерниц-кая Э. Г., 1978], ибо оно превалирует только в наиболее сложных видах произвольной речевой деятельности, тогда как правое по­лушарие доминирует в непроизвольных, автоматизированных речевых процессах, таких как эмоциональная, интонационная окраска речи, ее музические компоненты и др. Все это необходимо учитывать при пейропсихологичсском исследовании больпых и принятии топпко-диагпостического решения.

Психологические методы в диагностике локально-органических поражений мозга. Впервые методы психологической диаг­ностики при локально-органических поражениях мозга стали применяться в конце XIX в., в период описания основных фено­менов нарушений высших психических функций. В течение дли­тельного времени симптомы расстройств речи, гнозиса, праксиса рассматривались лишь в качестве дополнительных критериев неврологической диагностики, а методы их выявления спе­циально не выделялись из арсенала клинических приемов иссле­дования больных с очаговой патологией мозга. До настоящего времени известны некоторые пробы, предложенные A. Pick, P. Marie, Г. И. Россолимо, Ф. Е. Рыбаковым. Так, в опублико­ванной Г. И. Россолимо работе «Профили больных нервными и душевными болезнями» (1910) приводятся данные исследования больных с сосудистыми поражениями мозга, в том числе и с афазиями. Делается одна из первых попыток оцепить степень выраженности нарушений речи при афазиях по шкале «ошибок» и вывести итоговый профиль; ряд проб методики еще не по­теряли значения. В клинике очаговых поражений мозга до сих пор используются также некоторые пробы, предназначенные для исследования психически больных: запоминание бессмысленных слов по Г. Эббингаузу, счет по Э. Крспслипу и др. Разработан­ная А. II. Бернштейпом (1907, 1922) «Эксперимсптально-психологическая методика распознавания душевных болезней» применяется наряду с другими приемами для исследования больных с локальной патологией мозга [Кроль М. Б., 1914]. Проводились такие исследования и в клинике В. М. Бехтерева. В частности, изучалась психическая деятельность больных с гемиплегиями капсулярного и кортикального происхождения. Для этой цели применялись таблицы В. М. Бехтерева и С. Д. Владычко, кор­ректурная проба, счет по Э. Крепелину. Топико-диагностического значения эти исследования, по-видимому, не имели, но получен­ные данные обсуждались при клипико-анатомических сопостав­лениях. И. Head (1926) одним из первых среди нейропсихоло-гов предложил большой набор тестов для выявления расст­ройств речи, гнозиса, праксиса и других расстройств высших психических функций. Многие пробы из набора Н. Head приме­няются на практике и в настоящее время (пробы Хеда на от­чуждение смысла слов, для исследования называния изображе­ний предметов, «часы»—для исследования ориентировки в про­странстве и др.). И. П. Филимонов с соавт. (1936) использовали набор этих проб для исследования больных в неврологической клинике, дополнив его своими оригинальными заданиями, направленными главным образом на выявление нарушений речи.

нейропсихология – предыдущая | следующая – высшие психические функции

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика