Яндекс.Метрика

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга

Локально-органические поражения головного мозга пред­ставляют самостоятельную и довольно обширную область при­менения идей и методов медицинской психологии, называемую нейропсихологией. Клиника сосудистых, опухолевых, воспали­тельных заболеваний головного мозга, его травматических по­ражений и атрофических процессов в позднем возрасте — вот далеко не исчерпывающий перечень патологических состояний, где нейропсихология решает задачи уточнения топики пораже­ния мозга, соотнося представления о структуре психологиче­ских процессов с данными о строении высших отделов голов­ного мозга. Использование психологических методов для изу­чения клиники локальных мозговых поражений, механизмов сложной психической деятельности обеспечивает более раннюю н точную дифференциацию локальных и общемозговых симпто­мов (синдромов) в их динамике. Успешное развитие в нашей стране новых клинических областей применения нейропсихоло­гии, таких как неврология и нейрохирургия (включая стерео-таксические методы) глубоких структур мозга [Смирнов В. М., 1976; Кузьмина Т. В. с соавт., 1981], неврология и нейрохи­рургия детского возраста [Симерницкая Э. Г., 1981], дефекто­логия [Марковская И. Ф., Лебединский В. В., Лебединская К- С, 1981, и др.], психиатрия [Балонов Л. Я. и Деглин В. Л., 1976, и др.], фокальная эпилепсия [Вассерман Л. И., 1974; Вассерман Л. И. и Тец И. С, 1981], эндовазальная нейрохирургия [Моско-вичюте Л. И., 1978, и др.], требует совершенствования нейро­психологических методов исследования не только в топической диагностике локальных поражений мозга, но и для разработки психологически обоснованных, рациональных приемов восста­новления высших психических функций, нарушенных в резуль­тате очаговых поражений мозга [Лурия Л. Р., 1948, 1969; Бейн Э. С, 1964; Цветкова Л. С, 1972; Цветкова Л. С. и др., 1981; Дорофеева С. А., 1973; Шкловский В. М., 1975, и др.]. Нейропсихологические методы также все более широко исполь­зуются в теоретических и экспериментальных исследованиях, внося существенный вклад в понимание мозговых механизмов сложных психических функций [Хомская Е. Д., 1972; Бехте­рева Н. П., 1980; Трауготт Н. Н., 1981]. Таким образом, нейро­психологические методы составляют часть общего комплекса клинического исследования больных в неврологической, нейро­хирургической или психиатрической клиниках. Однако их раз­работка, адаптация и использование в клинико-диагностической практике возможны лишь на основе современных представле­ний о высших психических функциях и их системной органи­зации.

Современные представления о мозговой организации выс­ших психических функций и основные принципы нейропсихологической диагностики. Фундаментальный вклад в нейрофизио­логическое направление, изучающее проблему локализации функций головного мозга, внесло учение И. П. Павлова о слож­ной динамической организации мозговых структур, лежащих в основе психической деятельности. Это учение, преодолеваю­щее как узкий локализациоиизм и психоморфологизм, так и антилокализационизм, провозглашающий эквипотенциальность всех частей и структур мозга, было в последующем развито в работах физиологов ГГ. К. Анохина (1940, 1971) и И.А.Бернштейна (1947, 1966), психологов Л. С. Выготского (1960), А. Р. Лурия (1969, 1973) и А. Н. Леонтьева (1972). Когда го­ворится о локализации функций, имеется в виду прежде всего системная деятельность мозга, определяющая пути движения и места взаимодействия нервных процессов, лежащих в основе той или иной функции. В этом смысле психические функции приурочены к мозговым структурам, но в то же время одни и те же мозговые центры могут входить в различные «рабочие» констелляции, а одна и та же функция в разных условиях реа­лизуется по-иному и опирается на разные по локализации моз­говые механизмы. Так было сформулировано понятие функцио­нальной системы, где под «функцией» понимается, как ука­зывает А. Р. Лурия, «сложная приспособительная деятельность организма, направленная на осуществление какой-либо физио­логической или психологической задачи». Работы П. К. Ано­хина по теории функциональных систем, роли «обратных аффе-рентаций», «афферентных синтезов» в многоуровневой органи­зации психических функций, начатые еще в 30-х годах, полу­чили в настоящее время широкое распространение в нейоофи-зиологии, нейропсихологии и нейрокибернетике. Н. А. Берн-штейн (1947) на примере анализа произвольного двигательного акта убедительно доказал, что движение, в противовес сущест­вовавшим взглядам, не является функцией специальной группы клеток моторной коры, а происходит в результате сложного объединения различных анатомических образований на суб­кортикальном и кортикальном уровнях и не только эфферент­ной, но и афферентной системами. Исходя из этого любое про­извольное движение должно рассматриваться как результат многоуровневого, координированного сенсомоторного взаимо­действия. Бесспорно, что высшие формы психической деятель­ности (речь, узнавание, целенаправленные действия и т. п.) имеют еще более сложную организацию и опираются на си­стему совместно работающих зон головного мозга и в первую очередь коры полушарий. Очевидно также, что каждая зона вносит свой специфический вклад в реализацию психической функции. Положения теории функциональных систем П. К-Анохина широко использовались А. Р. Лурия (1969) при изу­чении патофизиологических механизмов афазий и апраксий.

методы неоднородного статистического анализа – предыдущая | следующая – нейропсихология

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание