18. Слухоречевая память. Проба направлена на исследование процессов восприятия и удержания слухоречевой информации. В первой части пробы (повторение слов) оцениваются фонематический анализ и возможности звукопроизношения, а во второй — сначала непроизвольная слухоречевая память (первое воспроизведение), а затем — произвольная. Слова пробы в основном с невысокой образностью (чтобы избежать хранения в зрительной модальности), они имеют в фоне близкие слова-соперники: холод-голод, гость-кость, рама-рана (для оценки точности звукового восприятия). Два слова могут образовать семантическую группу (холод, дождь), что провоцирует появление семантических парафазий (например, ветер). Два относительно мало знакомых детям слова: риск и клин позволяют моделировать процесс освоения ребенком новых слов.
Процедура проведения пробы. Пробу следует давать, когда ребенок еще не утомлен.
Инструкция:
Первое предъявление: «Мы сейчас будем повторять слова. Послушай внимательно и повтори их: холод, рама, клин. Повтори… А теперь послушай другие слова: гость, риск, дождь. Повтори… Какие были первые слова?.. Какие были вторые слова?..»
Второе предъявление: «А теперь постарайся запомнить слова. Повтори: холод, рама, клин..м т.д.» (процедура повторяется).
Третье предъявление: «Повтори еще раз: холод, рама, клин…и т.д.» (процедура повторяется в последний раз).
Заполненная пауза (для гомогенной интерференции может быть дано, например, задание на счет).
Отсроченное воспроизведение: «Вспомни слова, которые ты запоминал». Если ребенок не делит слова на группы, у него спрашивают: «Какие слова были в первой группе, а какие — во второй?» Такая инструкция без упоминания групп позволяет оценить, удерживает ли ребенок структуру материала (деление на две группы).
Каждая группа слов предъявляется без пауз. Слова предъявляются 3 раза вне зависимости от успешности выполнения.
19. Называние предметов и действий. Дополнительно для исследования функций переработки слуховой информации может использоваться проба для называния. В этой пробе дети называют 15 картинок с изображением предметов и 15 — с изображением действий. Картинки отобраны так, чтобы не вызывать трудностей опознания. Слова подбирались с учетом частотности, длины слов (количество звуков) и звуковой сложности (количество согласных + количество стечений согласных + количество закрытых слогов х 0,5). Все три фактора влияют на называние больных с афазией, при этом больным с моторной афазией больше удаются короткие, простые по звуковой сложности слова, а для больных с акустико-мнестической афазией короткие слова могут оказаться более сложными, чем средние по длине (Цветкова и др., 1979).
Первые пять слов для называния и предметов, и действий — слова со средней частотностью (частотность не ниже 14, по словарю Э. Штейнфельдт), остальные десять — низкочастотные. Среди низкочастотных слов первые пять более короткие с более простой звуковой структурой, их средняя длина 4,6 звука и 5,6 звука, а средняя звуковая сложность 2,8 и 3,7. Вторые пятерки имеют среднюю длину 7,4 звука (предметы) и 8,6 (действия) и звуковую сложность соответственно 6,0 и 6,4.
Слова для называния предметов:
— часы, пальто, очки, кровать, лестница;
— корона, перо, руль, колесо, лопата;
— крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос.
Слова для называния действий:
— одевает, кормит, плавает, плачет, строит;
— копает, гладит, рисует, вяжет, рубит;
— подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает (набирает).
Детям 6,5 лет и старше (при отсутствии подозрений на отставание речи) можно предлагать для называния только картинки, предполагающие ответ низкочастотным словом.
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют поочередно листы с пятью картинками и, показывая на первый рисунок, дают инструкцию.
Инструкция 1: «Назови, что здесь нарисовано. Называй одним словом».
Инструкция 2: «Назови, что здесь делает человек. Называй одним словом».
Психолог фиксирует ответы, не добиваясь правильного называния. Если ребенок допустил ошибку по невнимательности, после завершения называния на этом листе, можно переспросить ребенка: «Как ты это назвал? Я не успела записать». Паузы перед называнием тоже фиксируются.
20. Пересказ текста. Эта проба, как и предыдущая, факультативная. Пересказ текста зависит как от возможностей переработки слуховой информации (перешифровка звучащих слов в значения, удержание содержания в слухоречевой памяти), так и состояния функций программирования и контроля (выделение смысла текста, оттормаживание побочной информации), а также речевых функций. При отчетливом недоразвитии речевых функций оценка памяти по этой пробе затруднена. Сравнение пересказа и составления рассказа по серии картинок позволяет более отчетливо противопоставить левополушарные и правополушарные трудности в построении связной речи: при дефиците правополушарных функций дети лучше справляются с пересказом, чем с составлением рассказа, что проявляется в большей смысловой полноте пересказа (Ахутина, Засыпкина, Романова, в печати).
Для пересказа наиболее информативен текст басни JI.H. Толстого «Галка и голуби» (звуковая близость названий основных персонажей делает пробу сенситивной к прочности звуковых следов). При повторном проведении пробы можно использовать басню Л.H. Толстого «Муравей и голубка».
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка, бросила ему в ручей ветку; он взобрался по этой ветке и спасся.
Назавтра охотник расставил сети и поймал голубку. И когда он вынимал ее из сетей, муравей подкрался и укусил охотника за руку. Охотник вскрикнул, голубка вспорхнула и улетела.
Процедура проведения пробы. Ребенку дается инструкция: «Я сейчас прочитаю рассказ, слушай внимательно, потом ты его будешь пересказывать». После прочтения: «Итак, перескажи». После этих слов засекается время пересказа. При отказе от пересказа текст читается второй раз. После пересказа задаются вопросы, позволяющие уточнить, насколько ребенок понял смысл басни;
— Почему галку не признали свои?
— Понравилось ли тебе поведение галки? Почему?
— Голуби пригласили галку к себе?
— Галка попросила покормить ее?
— Галка была очень честная и трудолюбивая?
Текст пересказа и ответы протоколируются, фиксируется количество предъявлений текста.
Слуховое восприятие – предыдущая | следующая – Переработка зрительной информации
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников