I.Глобальный взгляд на психическую жизнь (продолжение)

Можно сказать, что наследственность поставляет среде материал (особенно воспитанию), но сама по себе не является ни фатальной осно­вой, ни решающим фактором создания личности. И, следовательно, являются неправильными как теория Ломброзо, утверждающая, что че­ловек уже родится преступником, так и убеждение Ватсона, провозгла­сившего, что он сможет создать преступника с помощью соответству­ющих условий внешней среды. Штерн пытался при помощи теории кон­вергенции преодолеть эту односторонность – наследственность и внеш­няя среда взаимно влияют друг на друга; Рорахер высказал депендентную гипотезу, по которой поведение формируется наследственностью и результатами взаимного воздействия наследственности и внешней сре­ды.

Кажется, что рациональным путем к проникновению в эту прооле- матику может явиться совместная работа генетиков с психолога­ми и особенно систематическое наблюдение над монозигот­ными и дизиготными близнецами. Предполагают, что различия между монозиготными парами следует рассматривать как различия, обусловленные влиянием внешней среды. В противоположность этому, различия между дизиготами вытекают как из наследственных факторов, так и из влияния внешней среды.

Со времен Гальтона (1875) изучение близнецов проводили Торндайк, Гезелл и в особенности Ньюмен (генетик), Фримен (психолог) и Голцингер (статистик), Значительные результаты были получены в ра­ботах Готтшальдта.

Научно-исследовательский педиатрический институт в г. Брно уже в течение нескольких лет проводит исследование близнецов. Генетик и педиатр профессор Зденек Брунецкий (1974) лапидарно выразил сжато эту проблему следующим образом: «В генетике или в психологии ино­гда сохраняется миф наследственной предопределенности или миф tabu­la rasa. Но если мы не хотим вернуться к психофизическому параллелиз­му, то и в области психических явлений мы должны признавать те био­логические закономерности, которые распространяются на всю приро­ду. Мы знаем, что не существует признака, который мог бы возникнуть без наследственного предрасположения, но также знаем, что никакой ген не может проявиться без влияния внешней среды. Генотип означает про­грамму, среда делает возможной ее реализацию. Среду для психических проявлений представляют собой влияния человеческого общества, а в развитии человеческого поведения между биологической и социаль­ной наследственностью происходят очень сложные интеракции».

Из наших психологов И. Шванцара на основании изучения близне­цов высказал интересные гипотезы:

  1. Лица, психические свойства которых находятся на обеих сторонах кривой распределения, в этом направлении детерминированы в большей степени наследственными факторами, чем экзогенными влияниями: свойства, находящиеся в среднем поясе являются относительно более пластичными по отношению к воздействию внешней среды и воспита­нию.
  2. Элементарные психические процессы, вероятно, более сильно де­терминируются наследственными факторами по сравнению с функци­ями интеллекта и социальным поведением. Создается впечатление, что с возрастом поведение детерминируется в возрастающей степени детер­минантами общественного характера.

И. Шванцара обобщает роль наследственности и внешней среды следующим образом:

  1. задатки психических свойств являются наследственными;
  2. значение наследственности неодинаково для всех компонентов личности;
  3. внешняя среда оказывает влияние на то, какие врожденные свойства будут развиваться и насколько широко разовьются;
  4. очень сильные задатки проявляются в любой среде (гениальность и дифицильность).

В семье И. С. Баха в пяти поколениях родилось 18 известных компо­зиторов. Само собой разумеется, что они не стали бы композиторами, по крайней мере не все из них, если бы они не происходили из такой се­мьи, в которой музыка была такой же неотъемлемой частью жизни, как пища и одежда.