Можно сказать, что наследственность поставляет среде материал (особенно воспитанию), но сама по себе не является ни фатальной основой, ни решающим фактором создания личности. И, следовательно, являются неправильными как теория Ломброзо, утверждающая, что человек уже родится преступником, так и убеждение Ватсона, провозгласившего, что он сможет создать преступника с помощью соответствующих условий внешней среды. Штерн пытался при помощи теории конвергенции преодолеть эту односторонность – наследственность и внешняя среда взаимно влияют друг на друга; Рорахер высказал депендентную гипотезу, по которой поведение формируется наследственностью и результатами взаимного воздействия наследственности и внешней среды.
Кажется, что рациональным путем к проникновению в эту прооле- матику может явиться совместная работа генетиков с психологами и особенно систематическое наблюдение над монозиготными и дизиготными близнецами. Предполагают, что различия между монозиготными парами следует рассматривать как различия, обусловленные влиянием внешней среды. В противоположность этому, различия между дизиготами вытекают как из наследственных факторов, так и из влияния внешней среды.
Со времен Гальтона (1875) изучение близнецов проводили Торндайк, Гезелл и в особенности Ньюмен (генетик), Фримен (психолог) и Голцингер (статистик), Значительные результаты были получены в работах Готтшальдта.
Научно-исследовательский педиатрический институт в г. Брно уже в течение нескольких лет проводит исследование близнецов. Генетик и педиатр профессор Зденек Брунецкий (1974) лапидарно выразил сжато эту проблему следующим образом: «В генетике или в психологии иногда сохраняется миф наследственной предопределенности или миф tabula rasa. Но если мы не хотим вернуться к психофизическому параллелизму, то и в области психических явлений мы должны признавать те биологические закономерности, которые распространяются на всю природу. Мы знаем, что не существует признака, который мог бы возникнуть без наследственного предрасположения, но также знаем, что никакой ген не может проявиться без влияния внешней среды. Генотип означает программу, среда делает возможной ее реализацию. Среду для психических проявлений представляют собой влияния человеческого общества, а в развитии человеческого поведения между биологической и социальной наследственностью происходят очень сложные интеракции».
Из наших психологов И. Шванцара на основании изучения близнецов высказал интересные гипотезы:
- Лица, психические свойства которых находятся на обеих сторонах кривой распределения, в этом направлении детерминированы в большей степени наследственными факторами, чем экзогенными влияниями: свойства, находящиеся в среднем поясе являются относительно более пластичными по отношению к воздействию внешней среды и воспитанию.
- Элементарные психические процессы, вероятно, более сильно детерминируются наследственными факторами по сравнению с функциями интеллекта и социальным поведением. Создается впечатление, что с возрастом поведение детерминируется в возрастающей степени детерминантами общественного характера.
И. Шванцара обобщает роль наследственности и внешней среды следующим образом:
- задатки психических свойств являются наследственными;
- значение наследственности неодинаково для всех компонентов личности;
- внешняя среда оказывает влияние на то, какие врожденные свойства будут развиваться и насколько широко разовьются;
- очень сильные задатки проявляются в любой среде (гениальность и дифицильность).
В семье И. С. Баха в пяти поколениях родилось 18 известных композиторов. Само собой разумеется, что они не стали бы композиторами, по крайней мере не все из них, если бы они не происходили из такой семьи, в которой музыка была такой же неотъемлемой частью жизни, как пища и одежда.