Параноидная мания. На фоне повышенного настроения, двигательной активности и говорливости появляются бредовые высказывания, нередко поражающие несоответствием настроению и поведению. Заявление о том, что шайки уголовников их преследуют и собираются с ними расправиться, что за ними «следят», что всюду на них «смотрят», что на них действуют гипнозом или какими-то лучами, что кто-то собирается их кастрировать, обезобразить лицо и т. п., делаются с веселым видом и перемежаются шутками и остротами. Могут иметь место также симптомы психического автоматизма, псевдогаллюцинации, нелепые ипохондрические высказывания. Реже приходится встречать истинные слуховые и даже обонятельные галлюцинации.
Если же возникает бред величия, то высказывания поражают своей нелепостью — подросток утверждает, что за несколько дней он вырос на 10 см, что нарастил невероятную силу в мышцах и т. п.
Этот тип мании обычно встречается при шизоаффективном психозе.
Астеноэксплозивная мания. В отличие от гневной мании вспышки раздражения здесь быстро истощаются, могут завершаться слезами. И вообще здесь больше раздражительности, чем гнева, пустой суетливости, чем деятельности. Отчетливыми бывают признаки астении — обессиленные после вспышки аффекта на некоторое время остаются пассивными, вялыми, даже засыпают. Часто отмечаются жалобы на головные боли и плохой сон. Высказывания более примитивны, нет острой наблюдательности, находчивости, остроумия. Зато вегетативные реакции могут быть очень бурными.
Этот тип мании у подростков возникает как последствие черепно-мозговых травм.
Спутанная мания. Сопровождается признаками расстройства сознания. Несмотря на приподнятое настроение и болтливость, больные растерянны, плохо понимают, где они находятся, что происходит вокруг, кто их окружает, как и зачем они сюда попали. Особенно страдает ориентировка во времени, причем не формальная (год и месяц, иногда и число называют правильно), а в текущих событиях — трудно сказать, что только что было — обед или завтрак, сколько дней находятся в этой палате. Путаница происходит при попытке расставить во времени события последних дней. На этом фоне могут быть отрывочные бредовые высказывания самого разнообразного содержания. Двигательная активность беспорядочна и может напоминать кататоническое возбуждение.
Этот тип мании у подростков встречается при острых экзогенных психозах, но чаще его можно видеть, когда черепно-мозговая травма или значительно реже острая инфекция провоцируют маниакальную фазу шизоаффективного или маниакально-депрессивного психоза или наслаиваются на нее.
Особенности нарушения памяти
Расстройства памяти в целом нехарактерны для подростковой психопатологии.
Жалобы на «плохую память» часто приходится слышать при неврастении и обсессивно-фобическом неврозе, а также у больных шизофренией при интенсивном лечении нейролептиками, особенно аминазином. Объективно психологические исследования не выявляют в этих случаях действительных нарушений памяти. Жалобы основываются на чисто субъективном ощущении.
При неврозах у подростков ощущение плохой памяти бывает связано с трудностью выучить заданное, подготовиться к проверке знаний.
Действительное снижение памяти у подростков встречается при органической и эпилептической деменции и при выраженной дебильности.
Корсаковский синдром у подростков представляет казуистическую редкость — развивается после коматозных состояний и реанимации (после самоповешения, отравления угарным газом, черепно-мозговых травм).
Острая амнезия (ретроградная и антероградная), так же как у взрослых, чаще всего бывает следствием черепно-мозговых травм.
Кататимная амнезия, т. е. избирательное забвение субъективно тягостных и непереносимых событий и обстоятельств, как и у взрослых, характерна для истерического невроза.
Палимпсесты, т. е. выпадение из памяти отдельных отрезков времени (минут, часов) в состоянии алкогольного опьянения при сохранении упорядоченного поведения и контактов в этот период, у взрослых считается симптомом уже сформировавшегося алкоголизма [Портнов А. А., Пятницкая И. Н. 1971]. У подростков палимпсесты могут встречаться даже при первых алкогольных опьянениях при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм или перенесенных мозговых инфекций. Иногда подобные палимпсесты можно видеть при алкогольном опьянении на фоне конституциональной эпилептоидной психопатии или акцентуации характера того же типа.
Интеллектуальная недостаточность
Глубокие степени умственной недостаточности — идиотия, имбецильность, выраженная дебильность — не являются диагностическими проблемами подросткового возраста. Эти формы патологии выявляются еще в детстве, И реабилитация осуществляется органами социального обеспечения. Дебильность обнаруживается уже в 1-м классе: таких детей переводят на обучение в специальные вспомогательные школы.
Пограничная умственная отсталость. Эта степень интеллектуальной недостаточности представляет специальную проблему подростковой психиатрии.
Такая относительно умеренная степень умственной недостаточности позволяет, хотя и не без труда, пройти обучение в начальной школе. Однако начиная с 5—6-го класса, когда учебная программа заметно усложняется, резко возрастают требования к абстрактному мышлению и творческим способностям, обучение становится непосильным. Постоянные неуспехи, осознание своей неполноценности порождают у подростка отвращение к учебе — начинаются прогулы, занятия вовсе забрасываются. Так пограничная умственная отсталость быстро дополняется и заслоняется педагогической запущенностью. В лучшем случае учителя снижают требования к таким учащимся и те формально продолжают посещать занятия, в худшем — учеба забрасывается полностью, подросток встает на делинквентный путь и подвергается за это наказаниям. Развиваются психопатоподобные нарушения поведения, в значительной мере соответствующие тем, которые описаны при разных типах акцентуаций характера в гл. II — неустойчивом, гипертимном и др. [Исаев Д. Ню, Микиртумов Б. Е., 1978].
Распознавание пограничной умственной отсталости основывается не столько на скудности школьных знаний, сколько на выявлении недостаточности абстрактного мышления и творческих способностей. При пограничной умственной отсталости могут иметь место очень неплохая осведомленность в бытовых вопросах, хорошая ориентировка в житейских ситуациях, способность учитывать взаимоотношения людей. Недостаточность проявляется, когда надо понять переносный смысл неизвестных пословиц, нешаблонных метафор и эпитетов; при этом страдают чувство тонкого юмора, понимание игры слов и т. п. Не могут толково пересказать содержание прочитанной книги, увиденного фильма. Математические навыки недостаточны, кроме случаев привычных бытовых расчетов.
Большую помощь в распознании пограничной умственной отсталости может оказать адаптированный вариант метода Векслера [Панасюк А. Ю., 1973], если им пользуется опытный психолог.
маниакальные состояния – предыдущая | следующая – отказы от пищи
Подростковая психиатрия. Содержание.