Глава 2. Обработка данных обследования письма учащихся начальных классов
Иншакова О.Б., Обнизова Т.Ю.
2.1. Обработка результатов обследования письма школьников первых классов (начало обучения)
Задание 1. Написание фамилии и имени. В данном задании оценке подлежит правильность выполнения (продуктивность), количество и характер допущенных при этом ошибок.
1. Оценка правильности (продуктивности) выполнения задания:
15 баллов — имя и фамилия написаны без ошибок (не считая отсутствия заглавных букв);
10 б — в имени и фамилии не более 3 ошибок, фамилия и имя написаны фонетически правильно. Например, «Иваноф» — Иванов;
5 б — в имени и фамилии более 3 ошибок, правильно написано только имя или только фамилия;
6 б — имя написано с ошибками, не написано ничего.
Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за:
написание с заглавной буквы имени; написание с заглавной буквы фамилии; раздельное написание имени и фамилии.
2. Количество и характер ошибок.
Подсчитывается количество:
а) пропущенных букв: согласных, гласных, знаков Ь, Ъ; вставок лишних букв; перестановок букв;
б) смешений согласных и гласных;
в) оптических, кинетических, нарушений передачи графического образа букв (неточность и неадекватность).
3. Зрительно-пространственные трудности: не использование рабочей строки, написание имени и фамилии не с начала рабочей строки, зеркальные ошибки при написании букв.
Задание 2. Самостоятельное написание алфавита. В этом задании оценивается несколько показателей, среди которых:
1. Продуктивность выполнения (количество правильно написанных по памяти букв).
Для оценки продуктивности подсчитывается общее число правильно написанных: согласных, гласных, дополнительных знаков (Ь,Ъ).
В продуктивность не входят допущенные во время выполнения задания ошибки любого порядка.
2. Ошибки написания букв.
Вычисляется количество:
а) повторов ранее написанных букв (трудности переключения при выполнении задания);
б) неверно изображённых букв: неточность и неадекватность воспроизведения графического образа буквы;
3. Зрительно-пространственные трудности.
А. Нахождение начала строки (здесь и далее оцениваются по выполнению 1-ой строки).
О б — буквы расположены хаотично, по кругу, в столбик, написаны не в рабочем пространстве (по краю листа);
1 б — написание букв с середины предполагаемой строки;
2 б — написание букв со значительным отступом от предполагаемого начала строки;
3 б — написание с начала предполагаемой строки.
Удержание строки при письме:
Об — уход строки на 2-е и более высоты строки вверх или вниз, хаотичное написание;
1 б — уход строки вверх или вниз на 1 высоту строки, «пляшущая» строка, написание в столбик большинства букв;
2 6 — уход букв на верхнюю или нижнюю линию строки, возврат в рамки в конце строки, написание в столбик по 2-3 буквы;
3 6 — удержание строки.
Колебания высоты букв в строке:
О б — все или преобладающее большинство букв в строке разновысокие;
1 б — более половины букв в строке колеблются по высоте;
2 б — единичные случаи колебания букв по высоте в середине строки;
3 б — все буквы имеют одинаковую высоту.
Колебания наклона букв в строке:
О б — все или преобладающее большинство букв в строке имеют разный наклон;
1 б — более половины букв имеют различный наклон, наклонены в левую сторону;
2 6 — единичные буквы имеют различный или левосторонний наклон;
3 6 — все буквы написаны ровно или с одинаковым наклоном*.
Б. Зеркальность «право-лево» при написании букв.
Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные буквы.
Тенденция к макро- или микрографии (здесь и далее определяется исходя из того, что средняя высота печатных букв у первоклассников равна 8 мм):
а) макрография:
3 6 — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 1,5 раза;
2 б — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 2 раза;
1 б — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 2,5 раза;
б) микрография:
3 6 — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 1,5 раза;
2 6 — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 2 раза;
1 б — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 2,5 раза.
6. Присутствие гипер- или гипотонуса (здесь и далее):
а) гипертонус: 1 б — отсутствует; Об — присутствует;
б) гипотонус: 1 б — отсутствует; Об — присутствует.
Отдельно выписываются буквы, самостоятельно не написанные ребенком. Уточняются неизвестные ребёнку согласные, гласные и Ь, Ъ.
Задание 3. Диктант букв. В этом задании оценивается продуктивность выполнения, количество и характер ошибок, допущенных ребёнком.
1. Продуктивность выполнения.
Подсчитывается общее число правильно написанных под диктовку: согласных и гласных букв. В продуктивность не входят ошибки любого порядка.
2. Ошибки написания букв.
Вычисляется количество:
а) повторов ранее написанных букв (трудности переключения при выполнении задания);
б) графически неверно изображённых букв: оптические ошибки, смешения сходных букв, неточность и неадекватность воспроизведения букв;
в) ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок и перестановок букв;
г) смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, согласных сходных по месту и способу образования, гласных букв.
3. Зрительно-пространственные трудности.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные буквы.
5. Тенденция к макро- или микрографии.
6. Присутствие гипер- или гипотонуса.
Дисграфия – предыдущая | следующая – Диктант
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников