Мышление логика также в большей мере опирается не на вербальные опосредователи. В частности, психологический механизм логического вывода может быть описан как «воспоминание о процессе мышления, в результате которого из посылки было получено следствие [Там же, 168]. Анализ логических операций опирается на невербальные опосредователи мышления, и доля их увеличивается в зависимости от привычности исследуемой операции: чем чаще она встречается, тем более исключаются из мыслительных процессов вербальные средства и заменяются иными знаковыми опосредователями: наглядными образами предметов, которые представлены значками в логических формулах, наглядными образами самих логических формул и т. д.
Для практического мышления, по мнению Ван дер Вардена, существенную роль играют те же знаковые опосредователи, что и для мышления геометра, в первую очередь наглядные образы и двигательные представления. Особенно это заметно на примере технического мышления изобретателя. Слова в качестве сокращенных названий отдельных частей изобретаемой машины могут облегчить работу изобретателя в той же мере, в какой формулы облегчают мышление геометра, но решающей роли они не играют.
Подчеркивая, что мышление математика — это мышление в понятиях, Ван дер Варден в то же время справедливо указывает, что в мышлении эти понятия не обязательно ассоциированы с психическими образами слов, например понятие «коническое сечение» может быть репрезентировано наглядным образом эллипса.
Работа Ван дер Вардена, с нашей точки зрения, занимает особое место в решении проблемы знаковых опосредователей мышления человека, потому что автора скорее занимает поиск истины, чем стремление изложить подборку аргументов, подтверждающих только одну точку зрения, как это часто бывает в спорах вербалистов и антивербалистов. Он настаивает на том, что язык является только одним из знаковых опосредователей мыслительной деятельности человека. «Мы видели,— пишет он,— что от повседневного практического мышления через техническое мышление к высшим достижениям математического мышления ведет непрерывная линия. Практическое, механическое и геометрическое мышление — это только ступени одной и той же мыслительной деятельности: они идентичны по своей сути и все не зависят от языка. Абстрактное мышление испытывает влияние языка, но возможно также и без него» [Там же, 172—173].
Настаивая на том, что в качестве знаковых опосредователей мышления выступают акустические, двигательные, наглядные образы, образы слов или образы других символов, он далек от мысли умалять роль слов в этой функции. Напротив, он пишет, «что благодаря языку мышление превращается в коллективную деятельность (разрядка наша.— Е. Т Н. У.). Становится возможной фиксация и трансляция мысли. Без языка возможно индивидуальное мышление, но не наука* [Там же, 172].
Соображения Ван дер Вардена, Кайнца сейчас могут быть дополнены современными психологическими представлениями о квазипредметности нашего мышления, для которого исходным допущением является мысль о психически-субъективном как о некотором поле, образующемся между субъектом и объектом познания и включающем в себя предметное содержание, носителем которого (телом знака) являются «вне индивида развернутые деятельностью образования, чувственная ткань, сплетенная квазивещественными превращениями действительности и ставшая органом вычерпывания из нее информации и стимулов» [Зинченко, Мамардашвили 1977, 118]. Чувственная ткань у Зинченко и Мамардашвили — это наглядные образы (предметов), которые стали «телами» знаков, пригодных для мыслительной деятельности.
Мысли Ван дер Вардена в более поздние годы вызвали многочисленные критические замечания, направленные на некоторые действительно уязвимые места в его рассуждениях. Одно из наиболее серьезных возражений состоит в указании на то, что каждый процесс познания включает в себя постановку проблемы, формулирование которой, по мнению оппонентов Ван дер Вардена [Miihlfeld 1975, 22], не может быть осуществлено без языка. На это возражение могут быть выдвинуты контраргументы. Во-первых, постановка проблемы не связана жестко с языковыми формулировками: знаковые средства, в которых формулируется проблема, как установлено, например, в рамках психологической семиотики [Гамезо, Рубахин 1982], зависят от типа задачи и осуществляются не только при помощи языковых знаков. Во-вторых, это возражение справедливо только в случае игнорирования факта континуальности процесса мышления, которое после работ А. В. Брушлинского вряд ли возможно. Вербальная формулировка проблемы может быть осуществлена за пределами акта мышления, в котором она в сокращенном виде может быть представлена неязыковыми знаками.
Другое замечание методологического характера отвести гораздо труднее. М. Шмидт справедливо заметил, что интерпретации post hoc познавательных процессов не должны смешиваться с процедурами ad hoc, которые имеют место в процессе исследования [Schmidt 1972, 263]. Метод исследования проблемы у Ван дер Вардена — анализ операций мышления post hoc. Результаты такого анализа, естественно, не могут вскрыть всех особенностей этих операций, осуществляемых ad hoc и на разных уровнях контроля (неосознаваемые уровни мышления не могут быть вскрыты в последующем самоанализе).
Используя для решения проблемы знаковых опосредователей мышления данные интроспективных наблюдений крупных исследователей, необходимо помнить о месте в психической деятельности феноменов, фиксируемых в интроспекции. Когда мы подвергаем анализу данные интроспективных наблюдений, мы имеем дело с осознаваемыми звеньями мыслительной деятельности, что, однако, не исключает протекания мыслительных процессов, в том числе и речемыслительных процессов, на бессознательном уровне, о чем свидетельствуют косвенные данные.
Очевидно, что исследование неосознаваемых речемыслительных процессов упирается в слабую изученность более широкой проблемы бессознательного.
С того времени, когда были опубликованы материалы дискуссии, организованной Ревешем, проблема знаковых средств презентации информации в мыслительной деятельности получила интенсивную разработку. В связи с операциями по расщеплению полушарий мозга человека возникла даже возможность доказательно связать левое полушарие с процессами обработки вербального материала, а правое полушарие сделать ответственным за обработку образной информации.
Мышление математика – предыдущая | следующая – Модели речевого мышления