canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Построение модели речевого мышления. Различные модели речевого мышления.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Широкой популярностью пользуется гипотеза К. Прибрама ю том, «что всякое мышление включает, помимо манипуляции знаками и символами, голографический компонент» [Прибрам 1975, 400]. Известны также близкие друг к другу концепции А. Пейвио [Paivio 1971] и Дж. Мортона [Morton 1969] о вер­бальных и образных средствах обработки и хранения информации, эти концепции опираются на экспериментальные данные, аналогичные тем, которые были получены А. Н. Соколовым [1967].

Мы не будем подробно останавливаться на анализе работ, трактующих проблему множественности кодов мышления, так как в нашей монографии содержится специальный раздел на эту тему, написанный А. А. Залевской.

Однако мы полагаем, что необходимо специально указать на работу Г. Г. Фурта [Furth 1979], содержащую эксперимен­тальное исследование мышления глухонемых детей. Фурт пока­зал, что глухонемые дети решают логические задачи, посиль­ные для их интеллекта, опираясь на неязыковые знаки. Отсут­ствие естественного языка, конечно, сказывается на уровне раз­вития интеллекта глухонемых детей, но не лишает их возмож­ности мыслить, опираясь на неязыковые средства.

Организация знаковых опосредователей мыслительных про­цессов не может быть рассмотрена в отрыве от интеллекта, частью которого они являются.

Наиболее развернутое обоснование организации интеллекта в той части, которая ответственна за обработку вербальной ин­формации, содержит концепция универсального предметного кода (УПК) Н. И. Жинкина [1982]. Средства УПК — «aprion возникшие пространственные схемы, наглядные представления, отголоски интонации, отдельные слова и т. п. Это субъективный язык, который не осознается говорящим» (вернее, его отдель­ные фрагменты осознаются в различной степени.— Е. Т., Я. У.) [Жинкин 1982, 93]. Однако хотя это и субъективный по средст­вам язык, но организация его универсальна: «Это логические правила, на основе которых возникают смысловые связи» [Там же, 93]. На этот язык происходит перевод содержания как при внутри-, так и при межъязыковой коммуникации. При перера­ботке вербального текста УПК — это средство перевода сук- цессивно организованного сообщения в симультанную схему, организованную в субъективном языке, удобную для обозрения и хранения.

Несколько иные, хотя и сходные представления об органи­зации специального языка мышления, который есть «язык отношений и связей», излагают советские психологи Д. А. Поспе­лов и В. А. Пушкин [1972, 8, 30—32].

Представляется очевидным, что проблема знаковых опосре­дователей мышления ни в коей мере не может быть решена в попытках составить более или менее полные каталоги знаков, обеспечивающих мыслительную деятельность, это только наи­более простая, наиболее доступная для решения часть пробле­мы. В целом же решение проблемы упирается, как и раньше, в проблему значения, но уже не только в проблему значения сло­ва, а в проблему значения знаковых опосредователей мышле­ния.

Это тот путь исследования речевого мышления, который был намечен Л. С. Выготским, продолжен А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия. Из последних исследований на эту тему можно упомянуть работу одного из авторов этого раздела [Уфимцева 1983].

В работах по психологии речи речевое мышление описыва­ется как процесс решения задачи. При таком описании центр тяжести переносится на отображение собственно процесса по­лучения нового знания и отвлекается от речевого оформления полученного результата. К таким работам относятся работы А. Н. Соколова.

В психолингвистике речевое мышление описывается в моде­лях порождения речевого высказывания. В этих моделях основное внимание сосредоточено на речевом оформлении мысли, при этом отвлекаются от самого процесса получения нового знания, возникновения мысли.

Между этими моделями, отображающими отдельные фраг­менты единого процесса, нет никакого противоречия. Строго рассуждая, нет никаких препятствий для построения сложной модели речевого мышления, отображающей процесс получения нового знания, т. е. процесс решения задачи и речевого вопло­щения полученной мысли.

Существование двух моделей имеет под собой онтологиче­ское и гносеологическое основание. В реальной деятельности человека процессы решения задачи, получения нового знания, оформляющегося в мысль часто не при помощи языковых зна­ков, например при формулировании результатов «мышления для себя» (формулировка Гегеля), действительно оказываются оторванными в пространстве и времени от их окончательного речевого оформления. С другой стороны, факты творения и оформления мысли в слове поддерживают иллюзию оторванно­сти мысли от деятельности человека, которой она была порож­дена. Заслуга культурно-исторической школы (в первую оче­редь Л. С. Выготского, а затем и генетической эпистемологии Пиаже) заключается в том, что была показана связь мысли с предметной практической деятельностью, с социальным опытом личности, с формированием интеллекта (как системой операции мыслительной деятельности).

Гносеологические основания существования двух моделей для описания речевого мышления можно усмотреть в том, что исследование двух фрагментов процесса речевого мышления оказалось в ведении разных дисциплин — психологии речевого мышления и психолингвистики.

Наглядные образы – предыдущая | следующая – Речепорождение

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика