Рассмотрим последний из синдромов, который возникает при поражении блока программирования и контроля. Это э ф ф е р е н т н а я м о т о р н а я а ф а з и я, возникающая при поражении зоны Брока, т. е. нижних отделов премоторной зоны. Эта форма афазии вызывается сочетанием двух первичных дефектов: уже упоминавшегося нарушения поверхностного синтаксировання и нарушения кинетического моторного программирования. Нередко к этим нарушениям присоединяются и трудности в построении замысла. Таким образом, если у больных двух предыдущих групп страдало построение замысла высказывания и его грамматической структуры, то у этих больных, кроме того, наблюдается распад артикулярных программ. Он проявляется: 1) в распаде синтагмы как целостной интонационно организованной единицы (речь больного характеризуется диспросодией, скандированностью); 2) в распаде слова как целостной моторной программы (словарь больного резко сужен, хотя он понимает слова); 3) в изменении слоговой структуры слова — расщеплении или упрощении сложных слогов со стечением согласных (сложные слоги замещаются простыми: стол (сътол), а также искажается артикуляция «позиционных вариантов звуков», зависящих от предшествующих и последующих звуков, при этом изолированное произнесение звуков, как правило, возможно [Лурия 1969; Винарская, Лепская 1968].
В литературе высказывались мнения о возможности диссоциированного распада перечисленных выше компонентов моторного программирования (например, нарушения программирования позиционных признаков артикуляции при сохранности моторных энграмм слов в случае корковой апраксии [Винарская 1971]). Последующие исследования, вероятно, позволят уточнить, расчленяется ли операция моторного программирования на ряд подопераций, однако ее наличие в механизме порождений речи вряд ли будет подвергнуто сомнению.
Итак, рассмотрение первичных дефектов, лежащих в основе синдромов, возникающих при поражении функционального блока «программирования, регуляции и контроля», дает следующий набор операций, входящих в механизм порождения речи: мотив и мысль (не собственно речевые), смысловое синтаксирование (протекающее как двусторонний процесс развертывания и контроля с опорой на схемы построения текста и логико-грамматические схемы предложения), поверхностное синтаксирование, кинетическое моторное программирование.
Все перечисленные речевые операции суть операции комбинирования элементов, связанных синтагматическими отношениями (отношения смежности) на основе сукцессивного синтеза. Каждая из них невозможна без соответствующей операции выбора элементов, связанных парадигматическими отношениями (отношениями сходства, подобия) на основе симультанного синтеза [Jakobson 1956, 1964]. Эти операции осуществляются вторым функциональным блоком мозга — блоком приема, переработки и хранения информации (задние отделы мозга) [Лурия 1973, 1975]. Рассмотрим синдромы афазий, возникающие при поражении второго блока.
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной области (Operculum Rolandi). По данным А. Р. Лурия, выделившего эту форму афазии, при ней в связи с расстройством аппарата двигательной аффрентации распадается возможность тонких двигательных дифференцировок, т. е. нарушается выбор артикулем. Этот первичный дефект вызывает «поиски артикуляции», замены звуков, которые почти незаметны в автоматизированной, непроизвольной речи и отчетливо выступают при более произвольных уровнях выполнения действия [Лурия 1969, 1975].
Можно думать, что операция выбора артикулем (наборов артикуляторных признаков) и операция моторного программирования дополнительны, в частности можно полагать, что одна задает слоговую матрицу, а другая — набор артикуляционных признаков, однако механизмы этого взаимодействия пока еще недостаточно изучены [ср. Чистович и др. 1965].
Синдром «семантической афазии» возникает при поражении третичных теменно-затылочных отделов коры левого полушария. Он проявляется в трудностях нахождения слов и трудностях понимания и формирования сложных логико-грамматических отношений. Говоря о механизмах этих трудностей, А. Р. Лу- рия указывал, что теменно-затылочные отделы мозга (третичная гностическая зона) имеют особенно сложное строение, сохраняя связь со зрительной, тактильной и слуховой корой. Это дает возможность синтезировать информацию, приходящую через посредство разных анализаторов, превращать последовательно (сукцессивно) воспринимаемые звенья информации в одновременные (симультанно-обозримые, квазипространственные) схемы [Лурия 1975, 134]. Этот синтез является основой формирования семантической системы языка — парадигматической организации значений слов и словосочетаний («сетки значений», как называл ее Лурия [1947, 1975]). Именно этот семантический уровень системы языка нарушается при семантической афазии. Остановимся на этом сложном вопросе несколько подробнее.
Л. С. Выготский выделял в значении слова предметную отнесенность и собственно значение, или категориальное значение, и показал, что они возникают в разное время и имеют разную функциональную структуру. Предметная отнесенность строится как перцептивное обобщение (например, от представления об единичном столе к обобщенному образу стола.) За собственно значением стоит система семантических отношений [1] (значение ‘стол’ занимает определенное место в семантической системе, это место и определяет его значение: стол — это ‘предмет, вид мебели, определенным образом соотнесенный со стулом, тумбочкой и т. п.’). Иными словами, значение может быть определено как точка пересечения значений различных координат.
[1] Можно думать, что образование вербальной системы значений есть частный случай, одна из составляющих создания пятого (смыслового) квазиизмерения, о котором говорил А. Н. Леонтьев [1979], здесь осуществляется тот же путь от модального восприятия к амодальной системе значений.
Аграмматизм – предыдущая | следующая – Семантическая афазия