canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Семантическая афазия. Речевое мышление при семантической афазии.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Вслед за Г. Хэдом А. Р. Лурия утверждает, что у больных с поражением теменно-затылочных отделов нарушается способность объединения элементов в симультанно обозримую схему, или способность одновременного схватывания квазипространст­венных координат. Это нарушение ведет к трудностям в поиске значений и к трудностям понимания словосочетаний, требующих совмещения двух значений в новое, третье (‘брат отца’ = дядя)у или маркирования направленности значения (‘квадрат над кру­гом’, ‘тигр ранен быком’). Возникающая в случае словосочетания проблема неоднозначности существенна прежде всего для пони­мания речи [Якобсон 1980]; для построения речи более сущест­венна проблема поиска значений, ведущая к трудностям припо­минания слова.

Специфический характер трудностей оперирования словом у больных с семантической афазией отчетливо проявляется в за­даниях на классификацию, требующую категориального обоб­щения, и в заданиях на поиск слова с определенным значением (например, в задании на нахождение слова по аналогии: ябло­ко—фрукты; морковь — ?). В отличие от больных с другими формами афазии больные с семантической афазией выполняют эти задания значительно хуже, чем задания на называния предметов и действий, и это понятно, поскольку при выполне­нии последних они могут опираться на сохранную предметную отнесенность слова. Подробнее см. [Ахутина 19811; ср. Лурия 1947, 154, 126].

Таким образом, у больных с семантической афазией порож­дение речи затрудняется из-за дефектности операции выбора (нахождения) значений слова[1], что свидетельствует о том, что это звено участвует в механизме речи.

Необходимо отметить, что у больных с семантической афа­зией трудности нахождения слов обычно не бывают грубо выраженными, так как больные, как уже отмечалось выше, поль­зуются другим способом нахождения значения слова, используя сохранную предметную отнесенность, т. е. связи слова с обоб­щенными сенсорными образами.

Этот путь поиска слова затруднен у другой группы боль­ных — больных с синдромом «амнестической», или «оптиче­ской», афазии. Как показали исследования Л. С. Цветковой и Н. Г. Калиты, у части больных с нарушением номинативном функции речи обнаруживаются размытость стоящих за словом зрительных образов, стирание различительных зрительных при­знаков (например, топор рисуется с зазубринками как у пилы, петух, курица и цыпленок отличаются друг от друга только раз­мером) [Цветкова 1972; Цветкова, Калита 1976]. Аналогичные данные получены в исследованиях Е. П. Кока [1967] и М. Г. Храковского [1978]. Начатое нами исследование сохранности пер­цептивных эталонов и их границ у больных с афазией (испытуе­мым предлагалось разбить на группы континуум изображений различных животных) показало, что больные с семантической афазией достаточно хорошо справляются с этим заданием, тог­да как больные с височно-затылочной локализацией очага поражения испытывают большие затруднения при его выполнении [Ахутина 19811]. Близкая методика использовалась [Whitehouse, Caramazza & Zurif 1978].

Учитывая эти данные, можно думать о двух системах хра­нения значения слова — образной и вербальной (ср. аналогич­ную точку зрения Пайвио [Paivio 1971, 1978]). Обе системы пе­рекрывают друг друга, что и позволяет больным в значительной степени компенсировать свой дефект. Наличие двойного коди­рования позволяет нормальным носителям языка применять гибкую стратегию выбора значений.

Нам представляется, что операция выбора значений состав­ляет семантическую сторону развертывания, о котором мы подробно говорили выше. На его первой стадии выбранное значе­ние под влиянием внутреннего контекста значительно деформи­руется, на второй стадии нахождение комбинаций значений по­зволяет приблизиться к более устойчивым языковым значениям. Вслед за Н. И. Жинкиным, А. А. Леонтьевым, И. А. Зимней мы полагаем, что носителем субъективного смысла могут быть как единицы и связи образного кода, так и сети семантических связей вербального кода — за глобальной фиксацией семантиче­ских связей следует нахождение соответствующего набора язы­ковых значений.

Этап смыслового развертывания сменяется этапом лексико-грамматического развертывания. На нем действуют операция поверхностного синтаксирования и операция выбора слов.

Нарушение операции выбора слов наблюдается при синдро­мах акустико-мнестической и сенсорной афазии, которые возни­кают при поражении средних и задне-верхних отделов височной доли левого полушария. Оба синдрома сохраняют тесную связь с процессами акустического гнозиса, с его сложными речевыми формами.

Для синдрома сенсорной афазии характерно комплексное нарушение речевого гнозиса, захватывающее и уровень звуков (нарушение фонематического слуха), и уровень слов (трудности удержания, и актуализации слов, явления отчуждения смысла слов). Эти трудности проявляются прежде всего в грубых де­фектах восприятия и понимания речи, а также в дефектах соб­ственной речи больных, для которой характерны замены слов и звуков и специфические изменения синтаксиса, связанные с заменами слов и трудностями удержания грамматических обя­зательств.


[1] В нашей статье 1967 г. предполагалось, что извлечение значения может происходить только при извлечении и опорных звуков слова, поскольку не­возможна актуализация значения без знака-носителя. При таком подходе игнорировались факт образования системы значений и возможность движе­ния по «сетке» значений. Допуская психологическую реальность актуализа­ции значения без актуализации сокращенной записи слова, мы одновремен­но не отрицаем возможности существования такой записи. Анализ феноме­на «висения на языке» и в норме, и у больных с афазией свидетельствует о наличии наряду с полной энграммой ее сокращенного варианта (возможно, что полная запись — моторная, а сокращенная — акустическая).

Моторное программирование – предыдущая | следующая – Акустико-мнемическая афазия

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах

Яндекс.Метрика