Яндекс.Метрика

Семантика телесности и мифология болезни (продолжение)

Такая точка зрения вытекает из общих представлений древнего человека об устройстве мира, который наполнен живыми существами, являющимися причиной всего происходящего. Мир исходно наполнен жизнью, мертвой природа не существует. Причинность понимается как результат чьей-то воли, не – “как”, а – “кто”, не ожидается обнаружения универсального, безличного закона (?).

Новое время значительно видоизменяло представления о причинности и персонифицированности болезни, оставив их рудименты и породив новые мифы. В механистическом материализме появились представления о человеческом организме как о сложном механизме. Болезнь понималась как неполадка, засорение этого механизма. Интересно, что сложность и устройство такого механизма прямо заимствовалось из наиболее распространенных механических приборов своего времена. В ХVIII-ХIХ веках излюбленными аналогами были манекены, часы, в наше время – автомобильный мотор, из которого заимствованы схемы “загрязнения”, “накопления ишаков”, “пережимания”, “преграды”. До настоящего временя крайне популярны “водопроводные и гидравлические объяснения работы организма. Следует ожидать появления аналогов с компьютерами, атомными реакторами и прочей новой техникой.

Создание в XIX веке целлюлярной теории Вирховым и успехи микробиологии открыли обыденному сознанию новый вид зооморфных существ: бактерий, микробов, вирусов. Описанное Л.Н.Толстым в “Пло-
дах просвещения” мифологическое понимание микробиологических теорий сохранилось до наших дней: обычному человеку кажется, что избавление от болезней лежит в тотальной стерилизации организма;
понятия “нормальной”, “патогенной” и “условно-патогенной” флоры непопулярны и понятны лишь лицам, имеющим медицинское образование.

Природные силы, ранее персонифицированные в виде божественных существ, обрели новую жизнь в виде “биополя”, “кармы”, “чакр”, “жизненных сил”, понимаемых во вполне мифологически-механистическом духе.

Непосредственная причина заболевания вытекала из общих представлений о причинности. Если болезнью управляют высшие существа, то они насылают ее, когда необходимо за что-либо покарать человека.
Конкретная вина может быть разной: оскорбление богов, нарушение табу, неповиновение, невыполнение каких-либо обязательств или, наконец, просто плохой характер божественных существ, отвечающих
за болезнь, Батонеби – группа духов в грузинской мифологии – приносит инфекционные болезни, когда к ним относятся без должного уважения, поэтому в семьях, где есть больные, необходимо приготовить для них угощения и подарки. Ведь-ава – хозяйка вода в мордовской мифологии – может наслать болезни, и чтобы откупиться от нее, нужно бросить в воду деньги или зерно. Идоменей – внук греческого царя Чиноса – после похода на Трою попал в бурю и дал обет Посейдону принести в жертву первого же попавшегося человеке, Этим человеком оказался его сын. Разгневанные боги наслали моровую язву. Насылание “моровой язвы”, чумы, холеры, как кары за грехи является сквозной темой многих мифологий.

С пониманием причинности как безличного закона в новое время исчезают теории “кары”, расплаты за вину. Болезни включаются в стихийные события, никем и ничем целенаправленно не управляемые. Их течение не зависит от человека и все, что ему остается, это постараться избежать их. Стихией нельзя управлять прямо, но можно принять меры предосторожности. Параллельно остаются и осколки веры в возможности прямого божественного воздействия и помощи. Таковы моления о болезнях, о ниспослании выздоровления, обращенные к чудотворным образам. Божественная сила может измонить течение событий, прервав причинную связь, и произойдет “чудо”. Сам Христос совершал такие чудеса, исцеляя больных и оживив Лазаря. “Чудо” – это редкое событие, по самому своему содержанию выходящее за рамки реальности, управляемой законом причинности.

Методы лечения последовательно реализуют на практике представления о сущности болезни. Только на современный взгляд они абсурдны и бессмысленны. Если болезнь вызвана разгневанным божеством, то совершенно логично умилостивить его, принеся жертву. В процессе камлания шаман или его духи-помощники ведут поединок с духами болезни и если побеждают, то больной выздоравливает (I). Для диагностики необходим человек, входящий в контакт с духами, понимающий и умеющий толковать их указания или метод, позволяющий “прочитать” симптом, проникнуть в дела богов. Классический метод такой диагностики – “гадание”. “Для современного образованного человека бросить жребий или монетку – значит рассчитывать на случай, т.е. на не неизвестное… Нецивилизованный человек думает, что жребий или кости при своем падении не случайно располагаются соответственно тому значению, которое он придает их положению. Он неизменно склонен предполагать, что некие духовные существа парят над гадателем или
игроком, перемешивая жребий или переворачивая кости, чтобы заставить их давать ответы” (6).

телесное ощущение – предыдущая | следующая – гомеопатическая магия