Поведенческая терапия. В последние десятилетия за рубежом приобретает большую популярность метод так называемой поведенческой терапии. Ее создатели J. Volpe (1956) и Н. J. Eysenk (1959) исходят из теорий бихевиоризма, механистически воспринявших павловское учение об условных рефлексах, отрицающих роль сознания в формировании поведения людей и трактующих его также, как и поведение животных. Терапевты поведения начали с решительного отказа от психоанализа и вообще любых видов психотерапии. Они рассматривают неврозы человека, аномалии личности и ряд других патологических расстройств как выражение выработанных в онтогенезе по условно-рефлекторному механизму привычек к неадаптивному поведению, в развитии которого активность сознания якобы не играет существенной роли. В соответствии с этим выяснение сложных психических причин таких заболеваний считается излишним. Главная цель поведенческого лечения состоит в устранении симптомов посредством угашепия их условно-рефлекторными воздействиями. Правда, современные представители этого направления стали признавать важность выяснения черт личности больного, играющих роль в развитии патологических расстройств, но ограничиваются лишь переобусловливанием внешних раздражителей, поддерживающих эти расстройства. Разумеется, условные связи лежат в основе многих нормальных и патологических процессов, протекающих в организме, и на них можно влиять посредством условно-рефлекторных воздействий. Это было показано не только работами павловской школы, но и исследованиями зарубежных специалистов.
Американский психолог-бихевиорист N. Е. Miller (1969) использовал метод условных рефлексов для обучения животных, чаще крыс, «управлению» своими вегетативными функциями. Например, для выработки у них тахикардии каждый раз при случайном учащении пульса производилось через вживленные в мозг электроды подкрепление мозгового центра удовольствия, а при урежении пульса — подкрепление так называемого центра «наказания», что вызывало неприятные ощущения. В результате и после прекращения таких раздражений у животных сохранялся учащенный пульс. Что касается человека, то автор в совместной работе с J. Dollard (1950) хотя и отмечает влияние социальных условий на его развитие, но объясняет их действие таким же механизмом, как и научение крыс в экспериментальном лабиринте. Установлено, что и человека можно обучить регуляции некоторых физиологических процессов и без вживления электродов. Так, когда у больного гипертонической болезнью временно снижалось артериальное давление, применялось положительное подкрепление в виде похвалы врача или других приятных для пациента воздействий. Таким образом, сниженное давление становилось более длительным. Подобным же образом добивались сокращения у больных частоты пульса при тахикардии. Особый интерес представляют опыты такого рода по обучению человека изменять биоэлектрическую активность своего мозга (электроэнцефалограмму). Обучаемые люди не могут объяснить, каким образом происходит изменение той или иной функции их организма. Это так называемое «висцеральное» обучение остается неосознаваемым, если врач или исследователь не разъясняет его механизм. Естественно, что для закрепления на длительное время достигнутого положительного изменения того или иного процесса или функции необходимо в последующем периодически повторять условно-рефлекторные воздействия во избежание угасания выработанного рефлекса. Вместе с тем оказалось, что с помощью условно-рефлекторных воздействий можно изменять отдельные симптомы и физиологические процессы, но не излечить болезнь, развивающуюся по более сложным механизмам, нежели обыкновенный условный рефлекс. Этого, однако, не учитывают бихевиористы и их последователи — терапевты поведения. Между тем и И. П. Павлов, и В. М. Бехтерев в свое время возражали против абсолютизации роли условных рефлексов. И. П. Павлов (1935) указывал, что в основе психической деятельности человека лежат более сложные ассоциативные связи —-«другой вид ассоциаций, имеющий, может быть, не меньшее, а скорее большее значение, чем условные рефлексы»[1], и заявлял, что психику человека «прежде всего важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык». В. М. Бехтерев (1925), впервые предложивший сочетательно (условно) рефлекторную терапию, отмечал ее «механизированный характер» и потому рекомендовал дополнять ее разъяснительной психотерапией, действующей на личность больного. В связи с этим свой метод он назвал также «психорефлекторной терапией». Но известный необихевиорист В. F. Skinner (1972)[2], на идеи которого ориентируются многие нынешние терапевты поведения, не пользуется понятием личности, определяя «Я» как «репертуар поведения, адекватного набору условных связей». Он полагает, что «почти все, кто занимается человеческими проблемами», включая психотерапевтов, якобы «продолжают говорить о поведении человека на донаучном уровне».
[1] Павловские среды, стенограммы 1935—1936 гг.— М.: Изд. АН СССР, 1949, т. 3, с. 262.
[2] Skinner В. F. Beyond Freedom and Dignity;— N. Y.: Alfred & Knonf, 1972, p. 255.
аутогенная тренировка – предыдущая | следующая – оперантное подкрепление
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание