Разные варианты отклонений в формировании психических функций в том же возрасте могут рассматриваться с точки зрения метасиндрома отклонений развития, формирующихся по описанному выше принципу.
В такие синдромы включаются симптомы, отражающие продуктивность работы соответствующих звеньев психических функций и зон мозга, которые максимально отличаются по степени выраженности от нормативных показателей, свойственных определенному возрасту, в худшую, негативную сторону.
В упомянутом выше исследовании с помощью методики «Диакор» проводился анализ особенностей психического развития у неуспевающих школьников, которые имели трудности со слухоречевой или зрительной памятью (Микадзе Ю. В., 2002).
Были выявлены два вида метасиндромов отклонения развития, характеризующих отставание в развитии психических функций.
Первый из них связан с отставанием в развитии слухоречевой сферы. По результатам обследования детей со сниженной слухоречевой памятью были выделены параметры, с которыми связано наибольшее количество ошибок при тестировании. В порядке степени выраженности и повторяемости в разных возрастных группах ими оказались:
- семантическая устойчивость;
- стабильность регуляции и контроля;
- устойчивость к интерференции;
- прочность следов;
- эффективность заучивания;
- объем непосредственной памяти.
Превышения значений параметров (по сравнению с нормативными) в зрительной и двигательной памяти не так выражены, как в слухоречевой, однако здесь также можно выделить некоторые из них: передних (лобных) отделов правого полушария, задних (теменно-височно-затылочных) отделов правого и левого полушарий.
Это означает, что отклонения в формировании зрительно-перцептивной сферы у младших школьников связаны с функциональным дефицитом названных зон мозга. Порядок, в котором они расположены, указывает на убывающую степень дефицитарности каждой из них.
Сравнение двух метасиндромов отклонения развития показывает, что разные виды отклонений в развитии психических функций связаны с несформированностью разных мозговых зон и что конкретная форма отклонения характеризуется определенным сочетанием недостаточно сформированных мозговых зон. Характерно, что в структуре описанных метасиндромов недостаточность слухоречевой сферы проявляется в большей дефицитарности левополушарных, а недостаточность зрительно-перцептивной сферы — правополушарных отделов мозга.
Описание выявленных в нейропсихологических исследованиях метасиндромов можно расценивать как свидетельство наличия разных индивидуальных, вариантов развития и отклонений развития психических функций.
метасиндромы развития – предыдущая | следующая – особенности левшества
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста