Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

Иногда еще спрашивают, а надо ли вообще ставить вопрос о создании специализированной медико-психологической слу­жбы. Проблема эта остается сложной. И пока медицина не выходила из рамок патологии, ответ на этот вопрос чаще всего являлся отрицальным. Сейчас же, когда упор в здравоохране­нии делается на профилактику различных заболеваний (в том числе на психопрофилактику и психогигиену), решение ее ста­новится особенно актуальным. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улуч­шению охраны здоровья населения» (1982) красной нитью проходят идеи предупреждения заболеваний, в первую оче­редь сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринологиче­ских, гастроэнтерологических и, конечно, нервно-психических, в профилактике которых психологическому фактору принад­лежит немаловажная, а нередко и определяющая роль. «Инер­ция естественнонаучного подхода,— пишут в журнале «Ком­мунист» О. Щепин, В. Ерохин и Г. Царегородцев (1982), — ко­гда все внимание сосредоточилось на изучении чисто телесных функций организма, достаточно сильна и поныне. Комплекс, медико-социологических и особенно медико-психологических наук нуждается в более серьезной разработке. Соответственно требуются весьма существенная перестройка медицинского об­разования, а также организация социологических и психоло­гических служб в практическом звене системы здравоохра­нения»[1].

Структура медико-психологической службы в нашей стране (да и во многих других странах) еще не разработана. Начи­нает только формироваться представление о ее общих зада­чах и формах. Появились «островки» этой службы в виде се­мейных консультаций, кабинетов медико-психологической (пси­хогигиенической, социально-психологической) помощи, так называемых телефонов доверия, которые большей частью за­нимаются решением конфликтных психологических ситуаций и предотвращением суицидов [Амбрумова Л. Г., 1974, 1978; Мягер В. К-, 1976; Лежепекова Л. II. и Якубов Б. А., 1977; Янушкевичус 3. И. с соавт., 1982]. В связи с растущим вни­манием к проблемам психогигиены и психопрофилактики, к предболезни [Адо А. Д., 1981; Чернух А. М., 1981; Казна­чеев В. П. с соавт., 1981; Комаров Ф. И., 1981; Семичов С. Б., 1982] значение психологии в медицине становится еще более значимым. В различных звеньях существующих психиатриче­ской и наркологической служб создаются психотерапевтиче­ские кабинеты, в которых, наряду с врачами-психотерапев­тами, должны найти себе применение и соответствующим обра­зом подготовленные психологи. Существенным недостатком ведущейся в этом направлении организационной работы яв­ляется слабая профессиональная подготовленность психоло­гов, работающих в психиатрической службе (и тем более в других видах специализированной помощи населению). Так, по данным сотрудников Института им. В. М. Бехтерева Л. И. Вассермана и Т. Л. Угаровой (1981), проведенное ими анкетирование 280 практических психологов, работающих в различных психиатрических учреждениях страны (подавля­ющее большинство трудятся в психиатрических больницах) показало, что психологами по образованию являются только 45% (треть из них — выпускники МГУ и ЛГУ); 32%—это врачи-психиатры, 8 % — врачи-невропатологи, остальные — врачи других специальностей, а также дефектологи, физио­логи, биологи, педагоги и даже спортивные работники. Ме­дико-психологическую подготовку имели 84 % опрошенных, стаж работы по медицинской психологии колебался от не­скольких месяцев до 19 лет. 88 % из числа опрошенных зани­мались в основном психодиагностикой, 29 %, наряду с психо­диагностикой,—и психокоррекционной работой; только 12 че­ловек из всех 280 опрошенных указали психокоррекциоиную работу в качестве основного занятия. Выявленный этим иссле­дованием статус медицинских психологов никак нельзя при­знать удовлетворительным. До сих пор медицинская психо­логия не включена в перечень медицинских специальностей (как и психотерапия!), нет утвержденных штатных нормати­вов и объема работы психологов в различных медицинских учреждениях. Тем не менее определенные сдвиги в позитив­ную сторону уже имеются. Они были перечислены как во вве­дении к настоящей книге, так и в этой главе.

Можно с уверенностью сказать, что, постепенно преодоле­вая немалые организационные и иные трудности, медицинская психология в тесном союзе с медициной в целом (особенно психотерапией, психогигиеной, психопрофилактикой, медицин­ской деонтологией) раскроет новые возможности человека, обеспечит повышение его психической и физической актив­ности для укрепления здоровья в наше стремительно разви­вающееся время.

Большого внимания требует также дальнейшее развитие психотерапевтической службы, тесно связанной со службой медико-психологической (границы между ними нередко усло­вны). Прежде всего необходимо официальное признание осо­бой специальности психотерапевта. В действительности эта про­фессия у нас, как и в других развитых странах, существует, и число ее представителей растет, хотя и далеко не в полной мере в соответствии с потребностью.

____________________________ 


[1] Щепин О., Ерохин В., Царегородцев Г. Наше советское здравоохране­ние,— Коммунист, 1982, № 11, с. 82.

 

психокоррекционная работа – предыдущая | следующая – треннинговые группы

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание