Хронические психогенные факторы занимают гораздо большее место в генезе подростковых нарушений, чем острые психические травмы. Их можно разделить на две группы — хронические конфликтные ситуации и разные виды неправильного воспитания. Подобное разделение условно, обычно они переплетаются друг с другом, но практически полезно, так как требует разных психотерапевтических подходов и медико-педагогических рекомендаций.
Хронические конфликтные ситуации. В подростковом возрасте встречается несколько типов довольно характерных конфликтов. Часть из них представляет собой открытые конфликты с непосредственным окружением, часть являются внутренними, глубоко затаенными и крайне неохотно раскрываемыми.
Открытыми конфликтами являются следующие.
Эмансипационный конфликт развивается как следствие реакции эмансипации и связан с чрезмерным контролем и опекой со стороны старших. Этот конфликт наиболее присущ гипертимной, шизоидной и истероидной акцентуациям, хотя проявления у них различны. Следствием бывают острые аффективные и патохарактерологические реакции.
Конфликт на основе реакции группирования со сверстниками возникает, когда в силу каких-либо причин эта реакция не может быть реализована. Причины же обычно отличаются прежде всего в зависимости от типа акцентуации характера. У гипертимного подростка — это чаще всего насильственное лишение его общества сверстников, прерывание контактов с ними, у сенситивных и шизоидных — неумение вступать в контакты вследствие застенчивости или замкнутости. У истероида конфликт с группой сверстников возникает как следствие его завышенных притязаний, неудовлетворенного стремления к лидерству, у эпилептоида — в результате злоупотребления властью, стремления к деспотизму и тирании. Эмоционально-лабильные и конформные подростки переживают подобный конфликт в редких случаях, когда привычная группа отвергает их в силу действительных или мнимых недостатков.
Коренная ломка жизненного стереотипа может быть связана со сменой места жительства у не привыкших с детства к переездам подростков, с переходом в другое учебное заведение, резко отличающееся от прежнего по составу учащихся и стилю обучения, с изменением состава семьи и переменой той роли, которую подросток в ней играл. Такая ломка особенно трудна при конформной акцентуации, но может оказать травмирующее действие и при сенситивной, и при шизоидной, и при циклоидной (в субдепрессивной фазе) акцентуациях. По данным Ю. А. Строганова [Патологические нарушения…, 1973], субдепрессия у циклоидных подростков может затягиваться вследствие ломки стереотипа жизни.
«Закрытыми» т. е. внутренними, затаенными конфликтами, являются следующие виды.
Конфликт на основе комплекса собственной неполноценности наиболее часто возникает у подростков сенситивного типа, но встречается и при других типах акцентуаций. Конфликт строится на действительных, но преувеличенных или вообще воображаемых недостатках в своей внешности, в своих способностях и личностных качествах. Но в основе конфликта может быть и особое положение среди сверстников — приниженное, лишенное тех возможностей, которыми располагают другие, а тем более положения изгоя и отщепенца.
Подобного рода конфликт нередко возникает у подростков при наличии той формы пограничной умственной отсталости, которая обнаруживается при усложнении школьных программ в 5—6-м классах. Почувствовав свою несостоятельность, в глубине души ее тяжко переживая, но никому не признаваясь в этом, такие подростки начинают искать пути к самоутверждению в асоциальных компаниях (реакция компенсации).
Другим примером подобного конфликта являются переживания сенситивных и психастенических подростков по поводу онанизма и бессильной борьбы с пробудившимся половым влечением. На основе обвинений себя в разврате и угрызений совести вырастают утрированные до гротеска моральноэтические требования к себе и другим (реакция гиперкомпенсации).
Конфликт на почве краха завышенных притязаний наиболее присущ истероидной акцентуации. Подросток претендует на престижное для себя положение — на «модное» учебное заведение, на принадлежность к «избранному кругу» сверстников, на лидерство среди них, на роль возлюбленного или возлюбленной у девочки или мальчика, вызывающего восхищение или зависть у товарищей и подруг, на внимание всей компании к себе, которого добивается изображением из себя незаурядной личности, выдумками о высоком положении своей семьи или о полном заманчивых приключений собственном прошлом. Обычно для подобных высоких притязаний не бывает никаких оснований. Конфликт возникает, когда надежд на удовлетворение тщеславных замыслов не остается или подросток оказывается низринутым с почетного пьедестала, на который сам незаслуженно забрался (в желаемое учебное заведение не прошел по конкурсу, приятели вывели на чистую воду, девочка отдала предпочтение другому и т. п.). Суть конфликта обычно прячется от других, а в качестве причин возникших нарушений — от невротических до поведенческих — выдвигаются совершенно иные события и доводы, нередко придуманные, но всегда «производящие впечатление» на окружающих.
Конфликт на основе невозможности удовлетворить высокие требования к самому себе — отлично учиться, добиться высоких результатов в какой-либо области, доставить радость и счастье эмоционально значимым людям — чаще всего встречается при психастенической акцентуации. Этот конфликт возникает не только тогда, когда уже обнаружилась невозможность достичь желаемого, когда срыв уже произошел, но еще чаще тогда, когда подросток чувствует, что его напряжение достигло предела, что «провал» вот-вот может произойти, несостоятельность выявиться.
психогенные факторы – предыдущая | следующая – негармоничная семья
Подростковая психиатрия. Содержание.