Мы наблюдали большую склонность к компенсации у больных подростков тех дефектов, которые обусловлены заболеванием. Вслед за Савенко (1974) мы рассматриваем механизмы «психологической компенсации» как совокупность психологических приемов, позволяющую относительно успешно осуществлять самоактуализацию в условиях различных осложняющих этот процесс обстоятельств и трудностей. Эти механизмы могут быть как внутренними, так и внешними, они могут касаться компенсации своего состояния или внешних жизненных обстоятельств; главное их значение — приспособительный эффект.
Многие приемы компенсации возникают спонтанно. Подростки часто приходят к такому подбору игр и развлечений, которые не столь явно свидетельствуют об утраченных возможностях (в первую очередь самому себе) и позволяют успешно в сравнении с другими выполнять эти виды деятельности.
Приведем пример. Так, О. 3. постоянно отказывается, порою грубя матери, от «мыслительных игр», ранее легко выполнявшихся ею. В больнице, с увлечением играет с подростками в карты, морской бой. Более того, она становится предводителем среди мальчиков, не допуская «расхлябанности», заставляя их следить за собой. Я. Ю., постепенно осознавая тяжесть заболевания, также находит определенные способы компенсации осознаваемых нарушений памяти, мышления, эмоциональной сферы. Она все меньше читает, потому что плохо помнит только что прочитанное, зато чаще слушает мамино чтение, которое успокаивает, напоминает детство, она слушает его, как музыку, Об этом она рассказывает и в ТАТ, идентифицируя себя с персонажем: «С детства мама девочке читала книги. Ей всегда это очень нравилось. Голос мамы успокаивал. Однажды мама читала книгу, но девочки позвали ее гулять. Но она не пошла. Потом мама сказала: «Иди, делай уроки». Девочка с удовольствием сделала уроки, и потом мама снова начала читать. Через много лет девочка выросла, но когда приезжала, просила маму почитать ей. И она все время читала ей одну и ту же книгу» (7, ТАТ). Эта же девочка подолгу вышивает, раскрашивает картинки, разрисовывает вместе с другими ребятами воздушные шары, полностью уходя – в работу, чего прежде (по замечанию матери) никогда не было. Подростки с удовольствием используют такие способы компенсации «социального вывиха», обусловленного дефектом, которые предлагают им взрослые. Они с удовольствием читают смешные рассказы Драгунского о школе, причем делают это вслух, рассматривают альбомы о Москве, увлекаются рисунками Бидструпа и т. д.
Можно выделить у подростков и существование определенной тенденции к сверхкомпенсации, о которой писал еще Выготский (1983). Так, двое ребят оценивают себя очень высоко по шкале «счастье»: «потому что я хочу быть счастливой» (И. С.), «потому что я уверена, что все сделаю, чтобы быть такой как все» (Т. Л.).
Остановимся подробнее на психологической сущности описанных феноменов. Анализ эксперимемтальных и литературных данных позволяет предположить возникновение у ряда больных особой деятельности, мотив которой — сохранение стабильности субъекта как индивида и личности. Под понятием «индивид» мы понимаем рассмотрение субъекта как «природного существа»; это не только генотипическое образование, но также свойства интеграции качеств, складывающиеся онтогенетически, «сплавы врожденных и приобретенных реакций, изменяющееся предметное содержание потребностей, формирующиеся доминанты поведения» (Леонтьев, 1983. — С. 195). Конечно, злокачественное заболевание угрожает прежде всего самой жизни человека. С этим фактом постоянно сталкивается подросток в стационаре. Однако в ходе исследования ни один подросток не говорил о своем желании «просто остаться жить». Это всегда было желание «выздороветь», «вырваться отсюда», «чтобы все было как всегда», «чтобы семья была, работа интересная». Здесь мы имеем дело с личностью подростка, с его представлением о смысле жизни, о подлинных ценностях. Ни один, даже самый грубый телесный недостаток, то есть свойства человека как индивида, не может «сам по себе породить… никаких собственно психологических особенностей человека, как личности» (Леонтьев, 1983. — С. 198).
Характерный для всех исследованных подростков феномен ухода от болезни (в прошлое, в мир фантазии, в будущее) помогает «забыть», отстраниться от настоящего, сохранить веру в возможность полноценного будущего. Вызванное болезнью изменение социальной роли существенно повлияло на складывание отношений с другими людьми, на критерии их оценки. В ряде случаев другими стали профессиональные устремления подростков. Так, С. 3. свое будущее связывает не с летной школой, как ранее, а с занятием радиотехникой. Характерны и особенности взаимоотношений детей и взрослых. Все, что уводит от больничной реальности, помогает «развлечься», «отвлечься», с благодарностью принимается детьми (в частности, походы в кино, чтение книг о войне, смешных историй о школе, фантастики, детективов, проглядывание журналов мод, комиксов). Такие способы «защитного реагирования», предлагаемые взрослыми, включаются в защитную деятельность как действия. Поведение родителей, способствующее осознанию настоящей тяжести заболевания, отвергается, вызывая реакции агрессии и протеста.
Можно предположить также, что «семантико-перцептивная защита» (Тхостов, 1980), которая проявилась и в нашем исследовании, является одним из видов операций в условиях угрожающей стимуляции, что она является способом осуществления действия, ведь не случайно, что все подростки выбирают для чтения ту литературу, в которой возможность появления угрожающих стимулов очень мала.
Подобная деятельность стоит и за такими известными в соматической клинике феноменами, как «отрицание болезни», «рационализация симптомов».
В сознании появление нового смыслообразующего мотива отражается в воплощении нового смысла в значениях. Как указывал Леонтьев, личностный смысл существует не иначе, как в значениях, существующих объективно и закрепленных в языке, но никогда с ним не совпадает; идет процесс постоянного воспроизводства этого несовпадения смысла и значения. Для больного злокачественными новообразованиями подростка значения «болезнь», «смерть», «разлука» наполняются новым смыслом, причем в ходе развития заболевания и «защиты» можно предполагать дальнейшую динамику смыслов.
Что же является побудителем к защитной активности? Мы полагаем, что таковым в ситуации тяжелейшего заболевания является конфликт деятельности по усвоению значений (всегда актуальной для личности в период ее становления, поскольку ее основной мотив — усвоение общественно-исторического опыта), в частности значения понятия «болезнь», с важнейшими видами деятельности подростка — общением, учебой. Смыслообразующие мотивы этих видов деятельности занимают самое высокое место в иерархии мотивов личности подростка. С ними связаны возможности его самоактуализации, самосознания, планы на будущее.
Защитная активность личности подростка способствует тому, что объективное значение «болезни» часто не усваивается подростком, не происходит осознания ее тяжести и последствий для дальнейшей жизни.
уход от болезни – предыдущая страница|следующая страница – заключение