Генез мыслительных процессов
Сравнительная психология и психология детского мышления принесли много сведений о генезе процессов мышления. Деятельность ребенка спустя некоторое время после рождения складывается из цепи условных рефлексов. Как только ребенок оказывается способным создавать условные рефлексы, являющиеся уже чем-то большим, чем только удовлетворением естественных физических потребностей (например, ребенок перестает кричать как только увидит подходящую к нему мать), он начинает различать себя и среду. Методом опыта и ошибок (так же, как это наблюдается и у человекообразных обезьян) он пытается решать задачи. Средством для этого является детская игра, имитирующая взрослых – имитация социальных отношений в особенности, поскольку в данном случае речь идет о зачатках соединения теории и деятельности (ребенок, занятый игрой, например, не реагирует на опасность – именно так, как Архимед – отделяется от среды). Воображение и фантазия проявляются сильнее, чем восприятие. Но как только перед ребенком встает проблема (например, при игре «в доктора»: «А как бы я делал операцию?» И он строит для себя операционную), то он пытается решить ее, ищет взаимосвязи, обобщает, использует имеющийся опыт, мыслит.
Мышление в действительности идет от наглядного и действия к теоретическому в форме понятий (см. предыдущий текст).
Речь
Речь нераздельно связана с мышлением, хотя нельзя мышление отождествлять с речью уже потому, что в многих случаях мы имеем мысли, к которым ищем дополнительно слова.
Мы ранее указали на то, как предложения, определения были приняты современной логикой в основу ее рассуждений.
Речь прежде всего имеет коммуникативное, общественное значение. Она возникла в процессе исторического развития вместе с мышлением, а предпосылкой для этого явилась общественная практика. Коммуникативное значение речи важно не только для данного момента. Речь отличает нас от животных и благодаря ей мы стали властелинами (благодаря устной и письменной речи) всего опыта, приобретенного прошлыми поколениями. Особенно хорошо видно значение речи на развитии ребенка. В возрасте 1,5 года он знает приблизительно 20 слов, в 2 года – 300, в 3 года – уже около 900 слов. Именно с помощью речи углубляется контакт с обществом (поэтому иногда дети сердятся вплоть до аффективных судорог, когда не могут сказать, объяснить, о чем они думают). Но одновременно развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с деятельностью ребенка. Слово является обобщенным сигналом, таким же реальным раздражителем как предмет, импульс, символом которого оно является. Поэтому оно имеет не только коммуникативное значение, но также и ориентировочное, является пусковым механизмом биологически требуемой условной реакции (слово «лимон» вызывает активную деятельность слюнных желез) (рис. 23).