Результаты факторного анализа шкал представляют для психолога самостоятельный интерес, особенно если это индивидуальный анализ. Но не следует забывать, что в психологическом исследовании семантический дифференциал — это инструмент, и главное назначение факторов-—служить параметрами точки в пространстве аффективных значений. Поэтому основной интерес представляет практика измерения значения. Нельзя не учитывать, что выбор понятий определяется конкретными целями исследования. Чаще всего понятие выражается существительным или группой существительного (например, «мое идеальное я»). Однако известны случаи, когда понятиями служили прилагательные и даже глаголы. Понятия могут быть и невербальными — карты ТАТ или Роршаха, картины, скульптуры; использовались также отрывки музыкальных произведений и отдельные звуки и т. д. При помощи СД можно получать: 1) факторные оценки, 2) расстояния между значениями различных понятий, 3) понятийные структуры испытуемых. Все эти возможности довольно широко используются в клинике. Очевидно, что в случае внутренних конфликтов, при фрустрациях, при повышенной тревожности и т. д. значения определенных понятий отклоняются от нормы (особенно ярко это выражено при фобиях). Изменение значения для больного некоторых понятий, прежде всего таких, как «я», «врач», «мой отец», «будущее» и др., может служить и критерием улучшения в его состоянии, например в ходе психотерапии и т. п. О применении СД для измерения отношений личности следует сказать особо, так как это измерение часто бывает необходимым этапом клинико-психологического исследования больных. Поскольку отношение, по определению, биполярно (т. е. может быть представлено на биполярном континууме с нейтральной точкой), имеет разную интенсивность и потенциально опосредует собою какое-либо оценочное поведение, оно является элементом семантической структуры личности, а следовательно, может быть измерено при помощи СД. Однако в исследовании отношения усреднение материала может объеднить и исказить получаемую информацию (впрочем, это касается всех случаев применения СД в психологии, особенно клинической, в отличие от психолингвистики, где, как правило, исследователей интересуют именно усредненные данные). В то же время индивидуальный анализ дает иногда интересные и неожиданные результаты. Так, в исследовании Т. Л. Левиной и В. Ф. Федорова (1972) было показано, что отношение не всегда сводится к одному фактору. Авторами было выделено 1 по крайней мере 2 независимых аспекта оценки, которые условно можно назвать «нравственным» и «чувственным». (Это исследование, кроме того, показало, что в ряде случаев строить понятийные структуры можно, не вычисляя «Евклидова расстояния» в СП, а используя в качестве меры близости понятий коэффициенты корреляции). Умело подобранные шкалы СД позволяют получить ценную информацию, содержащуюся в самооценке больного, причем при наличии опыта делается это достаточно безболезненно для испытуемого (здесь, может быть, особенно важны «маскировочные» шкалы), а полученная информация значительно надежнее той, которую можно было бы получить, прибегнув к прямым вопросам. Методика СД может применяться в сочетании с проективными тестами. По Осгуду, это дает следующие преимущества: 1) уменьшается роль экспериментатора с той субъективной окраской, которую он привносит в ситуацию проведения теста, интерпретацию его результатов и т. д.; 2) конечные данные выражаются в кванти-фицированных оценках; 3) тест можно проводить одновременно с группой испытуемых; 4) тест можно применять к больным с речевыми нарушениями; 5) кваптификация оценок проективных тестов упрощает проверку их валпдности.
Будучи использованным как инструмент кваптификацни проективных методик, СД является одновременно и инструментом проверки их валпдности. Таким образом, СД может найти в этой области весьма широкое применение, он может служить надежным подспорьем в работе клинического психолога, например при исследовании отношений. Это оправдывается опытом применения семантического дифференциала в модификации D. Feldes (1976) в Институте им. В. М. Бехтерева в сотрудничестве с психиатрической клиникой Университета им. К- Маркса в Лейпциге (ГДР). Методика была стандартизирована автором модификации в отношении 3 введенных Осгудом факторов: «активности» (названной D. Feldes возбуждением), «оценки» (названной валентностью) и «силы» (названной потентпостыо). Эти 3 фактора могут рассматриваться как общие психологические качества и независимые инвариантные и универсальные параметры психосоциальных процессов. «Возбужденность» характеризует такие черты, как спокойствие, уравновешенность или беспокойство, возбудимость; «потентность»— отношения доминирования — зависимости, лидерства— подчинения; фактор «валентность» отражает степень привлекательности, популярности и дает некоторое представление о психологическом принятии или отклонении. Методика состоит из 18 полярных характеристик, каждые шесть охватывают один из трех факторов: «возбужденность», «валентность» и «потент-ность». Для адаптации в СССР методики СД по Feldes 18 шкал и 21 стандартизированное понятие были переведены на русский язык, испытаны в Москве и Ленинграде и подвергнуты факторному анализу (ортогональному вращению). На основании трансформационного анализа факторных матриц шкал популяции ГДР и СССР было установлено, что как в той, так и в другой популяции семантическое пространство детерминировано сходным образом тремя общими факторами методики.
С помощью СД, модифицированного D. Feldes, были обследованы врачи, обслуживающий персонал и пациенты психиатрических отделений и отделений неврозов и психиатрии в СССР, ГДР и ЧССР. Результаты проведенных исследований представили ценный материал, характеризующий структуру взаимоотношений в этих учреждениях, что позволило решить важные задачи по переподготовке их персонала для успешной работы по созданию терапевтической среды, способствующей реабилитации больных. Материалы этих исследований опубликованы в совместной монографии сотрудничающих сторон па русском (1980 г.) и немецком (1981 г.) языках.
методика семантического дифференциала (СД) – предыдущая | следующая – метод Роршаха
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание