canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Исследования нарушения называния предмета. Особенности процесса нарушения называния предмета

3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)

В ряде психологических исследований процесс называния предмета связывается с процессом узнавания. На эту связь в свое время указывал еще И. М. Сеченов, который впервые выдвинул гипотезу о механизме называния. Он писал, что узнавание предметов является результатом сложной переработки повторяющихся внешних воздействий, результатом сравнения реального представления с имеющимся. Узнавание часто идет по тем признакам, которые обособились уже в примету. Выделение опознавательных признаков предмета в процессе сравнения с целью его узнавания связано по своей природе с процессом называния (Сеченов, 1952). Та же мысль высказывается и в современных советских исследованиях, идущих в русле изучения процесса узнавания-опознания (Ломов, 1966; Рубахин, 1966; Шехтер, 1967 и др.). Исследователи выделяют в процессе опознания несколько звеньев. Так, Б. Ф. Ломов считает основными составляющими этого процесса формирование перцептивного образа, сличение его с системой «эталонов», хранящейся в памяти, и выбор из них того, который соответствует образу. В. ф. Рубахин придает существенное значение анализу признаков объекта при формировании его образа в процессе восприятия. Процесс называния исследователи склонны связывать более всего с выделением существенных признаков объекта, хотя они указывают, что, в общем-то, называние является результатом «срабатывания» всех звеньев, но непосредственно называние связано с выделением характерных признаков предмета. М. С. Шехтер пишет: «…результат процесса сличения — это сигнал, в ответ на который срабатывают механизмы образованных в прошлом опыте связей, например связей между характерными признаками объектов данного класса и их словесным обозначением» {Шехтер, 1981. С. 42).

Итак, слово имеет чувственную основу, а процесс называния связан с процессом опознания, и прежде всего с выделением характерных признаков объекта. Связь слова с чувственной основой отмечали многие исследователи. Выполняя функцию обозначения, слово является «специфическим единством чувственного и смыслового содержания» (Рубинштейн, 1946). Обозначающее слово выделяет в объекте (явлении) существенное, обобщает его и тем самым вводит явление (объект) в систему объектов или явлений.

В литературе по афазии всеми авторами отмечается характерная особенность амнестической афазии, заключающаяся в том, что больные затрудняются в нахождении прежде всего тех слов, которые обозначают предметы. Слова же, обозначающие признаки, качества и т. д. предметов, актуализируются значительно легче. Об этом свидетельствует и наша собственная практика. Литературные данные указывают еще на одно существенное обстоятельство, а именно на наличие тонких дефектов предметного оптического гнозиса, нередко имеющих место в синдроме амнестической афазии (Кок, 1967). Наша практика также нередко имела дело с подобного рода симптомами, сопровождающими эту форму нарушения речи. И наконец, анатомо-морфологические данные свидетельствуют о наличии связей задневисочных, нижнетеменных отделов коры мозга с затылочными отделами. Все это поставило перед нами ряд вопросов: не связан ли дефект актуализации предметно отнесенного слова с нарушениями гностического уровня слова, а именно с дефектами процесса опознания предмета, и какое звено процесса опознания должно быть нарушенным в этом случае, чтобы привести к нарушению актуализации нужного слова. Используя литературные данные и материалы своей собственной восстановительной работы с соответствующими больными, мы разработали методику и провели исследование, гипотезой которого было предположение, что природа нарушения актуализации нужного слова при этих формах афазии связана скорее с нарушением гностической основы слова, чем с нарушением категориального мышления. Что касается нарушения механизмов выбора нужного слова из-за всплывающих альтернатив, то им может оказаться нарушение в звене выбора характерных опознавательных признаков объекта (Лурия, 1969,1975; Цветкова, 1972а). Проведенный эксперимент с больными с амнестической и акустико-мнестической афазией (Цветкова, 1972а, б, в) состоял из двух частей. В первой части исследовалась способность больных к выделению существенных признаков класса объектов и отдельных объектов класса на уровне зрительного восприятия объекта или его зрительного представления. С этой целью были использованы два метода — метод рисования и метод классификации стилизованных изображений животных. Были поставлены вопросы: нарушено ли у больных выделение характерных признаков отдельных объектов, и если нарушено, то вычленение каких признаков — обобщенных, характерных для целого класса объектов, или более частных, характерных для отдельных объектов класса?

В этой части было проведено четыре серии опытов с использованием метода рисования: 1) дорисовывание заданных деталей до названного экспериментатором целого предмета; 2) рисование конкретного предмета по слову-наименованию данного предмета; 3) дорисовывание фрагментов до класса предметов (овощи, мебель и т. д.); 4) дорисовывание заданных элементов до любых предметов (без называния).

Первая часть экспериментов обнаружила у больных с амнестической и акустико-мнестической афазией нарушение вычленения отличительных признаков отдельного конкретного объекта как на уровне зрительного восприятия, так и на уровне зрительных образов. Процесс же выделения отличительных признаков, присущих не отдельному, а целой группе однородных объектов (классу объектов) остается у больных сохранным. Слово, обозначающее объект (предмет), не помогало актуализации его образа, что обнаружилось в серии опытов, где требовалось по слову-наименованию нарисовать предмет.

3.1.1. Афазия и предметный образ – Предыдущая | Следующая  –  3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)

 

 

Яндекс.Метрика