canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Особенности нарушения номинативной функции. Исследование особенностей нарушения номинативной функции.

3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)

Полученные факты могут свидетельствовать о том, что в основе описываемой формы амнестической афазии лежит нарушение чувственной основы слова, что и приводит к затруднению процесса наименования. Описанные данные получили проверку в ряде работ наших учеников — Н. Г. Семеновой (1975), Н. Г. Калиты (1976), С. К. Сиволапова (1980). Возникает вопрос: каким образом этот дефект гностического процесса отражается на уровне речи? В чем он проявляет себя? Было выдвинуто предположение, что слова, обозначающие конкретные предметы будут актуализироваться у больных с большим трудом, чем слова, обозначающие признаки и отношения предмета, т. е. те признаки, которые присущи предметам реального мира. Для проверки этой гипотезы был проведен специальный опыт1, в котором подтвердилось это предположение. В опыте участвовали больные с амнестической и акустико-мнестической афазией. Им предъявлялось 100 картинок, на которых были изображены: а) предметы обихода; б) предметы детского словаря; в) явления природы; г) действия; д) качества предмета (его цвет, вкус, форма). Каждому больному картинки предъявлялись 10 раз, фиксировалось время актуализации каждого слова у каждого больного. Полученный материал был подвергнут количественной обработке. Подсчитывалось среднее время для каждого слова у каждого больного и каждого слова у всех больных. Оказалось, что для всех больных время актуализации слов распределялось следующим образом (по степени возрастания трудности актуализации):

• слова, обозначающие качество, — среднее время 2 мин 5 с (1,4-7,0 мин);

• слова, обозначающие действие, — среднее время 9 мин 3 с (2,6—20,0 мин);

• слова, обозначающие предметы, — среднее время 1 мин 5 с (4,0-34,0 мин).

Таким образом, если в первой части эксперимента обнаружилось нарушение вычленения существенных признаков конкретных предметов, то вторая часть показала, что именно слова-наименования конкретных предметов актуализируются намного труднее слов, обозначающих качества и отношения предметов, т. е. тех признаков реального предметного мира, которые не имеют в своей основе сложных зрительных образов. Эти данные, с одной стороны, еще раз подтверждают предположение о связи нарушения номинативной функции речи с нарушением гностической основы слова, а с другой — показывают, что слова, обозначающие более обобщенные и абстрактные отношения предметного мира, актуализируются легче предметно отнесенных слов.

Проведенное исследование выявило связь нарушения называния с дефектами в зрительной сфере, т. е. с дефектами восприятия предметных образов-представлений, а также нарушение связи последних со словесными обозначениями.

Нарушение гностической основы слова проявляется в дефектах выделения характерных признаков отдельного предмета, в тенденции к уравниванию признаков отдельного предмета с признаками, характерными для однородной группы предметов. Конкретным механизмом этого дефекта является нарушение у больных способности к вычленению существенных признаков, по которым опознается предмет. На уровне речи этот дефект проявляется в нарушении вербальной избирательности. Вследствие этого все слова становятся равновероятными, а актуализация нужного слова замещается перебором всех слов из одной семантической группы. Предположение автора о связи нарушения процесса называния с дефектами зрительного восприятия и зрительных образов с нарушением связей со словесным обозначением получило подтверждение в ряде других исследований. В некоторых наших экспериментальных работах в качестве основного метода изучения природы и механизмов нарушения номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии было использовано восстановительное обучение (Цветкова, 1972а, в, 1975). В этих работах с целью восстановления процесса называния воздействовали не непосредственно на речевой дефект, а опосредованно — на дефект зрительного восприятия предметов и их зрительных образов. Основная работа велась над восстановлением зрительных, предметных представлений и их связи со словесными обозначениями. Анализ динамики восстановления называния указал на наличие зависимости эффекта восстановления функции называния от упрочения процесса зрительного восприятия и зрительных образов. В других наших работах была установлена корреляция степени нарушения номинативной функции речи со степенью нарушения зрительных предметных представлений (Цветкова, 1972а, 1974, 1976).

Методом рисования предметов по слову-наименованию, а также методом дорисовывания заданного фрагмента какого-либо предмета или абстрактных фигур до конкретного предмета (ломаная линия, квадрат, круг и т. п.) по возникшему у больного образу-представлению было обнаружено, что большее количество искаженных или ошибочно выполненных рисунков коррелирует с большей степенью нарушения процесса называния предметов. Восстановление предметных образов ведет к восстановлению функции называния. У больных с другими формами афазии (моторной и динамической) не было установлено нарушения предметных рисунков по типу их искажения или контаминации, но был обнаружен дефицит предметных рисунков.

3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение) – Предыдущая | Следующая  –  3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)

 

 

Яндекс.Метрика