canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Афазия и предметный образ. Нарушение называния предметов

3.1.1. Афазия и предметный образ

3.1.1. Афазия и предметный образ.

Нарушение называния предметов

Называние предмета является одним из сложнейших процессов речи. Проблема природы и структуры процесса называния в свое время занимала многих крупных афазиологов, лингвистов, психологов и неврологов, таких как И. М. Сеченов, А. А. Потебня, Л. С. Выготский, К. Гольдштейн, Г. Хэд и др. Особый интерес вопрос о механизмах и природе нарушения называния приобрел в патологии, и прежде всего в случаях нарушения номинативной функции речи при локальных поражениях мозга; многие десятилетия он решался в острой дискуссионной борьбе.

Разные области знания изучают процесс называния предметов в разных аспектах. Изучение нарушения номинативной функции речи дает возможность подойти к более интимной стороне процесса называния, обычно скрытой от глаз исследователя. Такой стороной речи является прежде всего ее уровневое построение, взаимодействие уровней и звеньев в структуре речи, ее взаимодействие с другими психическими процессами и др.

Широко известно, что в клинике афазий при всех формах афазии нарушается номинативная функция речи, т. е. процесс называния, который играет значительную роль в формировании и реализации коммуникативной и познавательной функций речи. Распространенность этого дефекта, его малая изученность и отсутствие правильных методов его преодоления сделали весьма актуальным изучение этой проблемы — природы и механизмов нарушения процесса называния при афазии. Из работ А. Р. Лурии известно, что дефекты называния при моторных формах афазии, а также при сенсорной явлются вторичными. Наименее изучен этот вопрос при акустико-мнестической и амнестической формах афазии, что и стало объектом исследований.

Наши собственные исследования, клиническая практика позволили выдвинуть предположение о связи нарушения называния при этих формах афазии с дефектами зрительного восприятия и предметных образов-представлений. В современной психологии образу-представлению отводится значительная роль в формировании и развитии речи, в ее структуре и протекании {Выготский, 1960; Ананьев, 1960; Эльконин, 1960; Лурия, 1975; Paivio, 1971 и др.). Многие исследователи придерживаются взгляда о динамическом взаимодействии и взаимовлиянии речи и образов, которые могут меняться в зависимости от хроногенного фактора, или от упражнений, или от нарушений, возникающих при поражениях мозга (Выготский, 1960; Лурия, 1969 и др.).

Литературные данные и клинические наблюдения свидетельствуют о том, что при акустико-мнестической афазии обращает на себя внимание сложная природа нарушения называния, связанного не столько с дефектами звукового строения слова и его реализации, сколько с нарушением процесса актуализаций нужного слова, а также и часто встречающаяся диссоциация между правильным произнесением слова и полной утратой его значения. Причину этого явления следует искать не столько в самой речи, сколько в нарушении взаимосвязи речи с другими психическими процессами. В качестве центрального дефекта и психологического механизма, обусловливающего весь синдром и характер протекания нарушений речи при этой форме афазии, А. Р. Лурия выдвигает нарушение слухоречевой памяти, а физиологическим механизмом этого нарушения считает патологическую слабость корковых клеток, легко переходящих в запредельное торможение. Отсюда эта афазия в классификации А. Р. Лурии и получила свое название акустико-мнестической, в отличие от широко известной сенсорной, или акустико-гностической, афазии, в основе которой лежат дефекты процесса акустического различения звуков, т. е. дефекты фонематического слуха.

Сложное анатомо-морфологическое строение этой области коры мозга, ее связь со зрительной зоной позволили нам предположить о комплексном влиянии на патологию речи, возникающую при поражении этой области мозга, в том числе и на возможную патологию зрительно-слуховых связей. Исследователи считают что только нарушение взаимодействия этих, по крайней мере двух, анализаторных систем может привести к той своеобразной картине нарушения речи, в том числе и функции называния, которая наблюдается при акустико-мнестической афазии.

Что касается амнестической афазии, то она характеризуется тем, что ее центральный дефект — нарушение называния предметов, — как правило, протекает на фоне относительно сохранных всех других видов речи — устной (импрессивной и экспрессивной) и письменной.

3.1. Психологический аспект афазии – Предыдущая | Следующая  – 3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)

 

 

Яндекс.Метрика