В литературе отмечается, что цели подобного психокоррекционного воздействия могут быть различными: уменьшение чувства беспомощности и зависимости от машины (Джавад-Заде и др., 1977; Drotar et al., 1979; Freyberger 1979), снижение тревоги и страха смерти (De-Naur, 1968, 1969; Kielstein et al., 1975), реабилитация больных с целью хотя бы частичного возобновления профессиональной деятельности после начала гемодиализа (Цивилько, 1977; Верховский и др., 1981; Freyberger, 1979), создание у больных адекватного представления о методе лечения (Цивилько, 1977; Джавад-Заде и др., 1977). При этом многие авторы подчеркивают, что наиболее эффективна коррекционная работа, проводимая в содружестве психиатра и психолога (Цивилько, 1977, 1980; Лебедев, 1976; Murby et al„ 1977; Armstrong, 1978; Muller et al., 1980 и другие).
Теоретико-методологической основой программы психокоррекционных воздействий на больных ХПН может стать концепция реабилитации, разработанная в последнее время в отечественных исследованиях (Кабанов, 1978). Согласно этой концепции, основными принципами реабилитации являются следующие:
1) принцип партнерства, заключающийся в привлечении самого больного к осуществлению лечебно- восстановительных мероприятий;
2) принцип разносторонности усилий и воздействий, направленность реабилитационных мероприятий на различные сферы психосоциального функционирования больного;
3) принцип единства психосоциальных и биологических методов воздействия;
4) принцип ступенчатости, переходности проводимых мероприятий.
Многие исследователи (Цивилько, 1977; 1980; Ермоленко и др., 1970; Лопаткин и др., 1974, 1977; Лебедев, 1976; Джавад-Заде и др., 1977; Коркина и др., 1979) считают обязательным начало психокоррекционной работы уже на этапе подготовки к гемодиализу.
Анализ литературных данных и результаты исследования Т. Н. Муладжановой (1983) позволяют наметить ряд путей работы с больными, способствующих формированию адекватного представления о болезни, лечении и его последствиях. Основная цель работы — предупреждение формирования «утяжеленных» форм ВКБ, возникновение которых может осложнять общую картину течения болезни. Психологическая помощь больным должна строиться с учетом этапа формирования ВКБ и того, какой уровень отражения болезни является ведущим на данном этапе в структуре ВКБ.
На этапе подготовки к лечению гемодиализом психокоррекционное воздействие должно начинаться с формирования терапевтической среды в отделении. При этом нежелательно размещение в одной палате пациента готовящегося к лечению гемодиализом, и больного после неудачной пересадки и посещающего гемодиализ; помещение в диализном зале вновь поступившего больного рядом с хроническим, у которого диализы протекают тяжело, с осложнениями. Подобные же рекомендации мы находим и у других авторов (Цивильно, 1970, 1977, 1981; Джавад-Заде в др., 1977; Лопаткин и др., 1977). Кроме того, в этом периоде показаны индивидуальные формы работы с больными, направленные на обеспечение больного оптимальной и непротиворечивой информацией и снятие негативных эмоциональных переживании.
На начальных этапах лечения гемодиализом задача психокоррекции заключается в предупреждении возможного формирования чрезмерно оптимистического представления о результатах лечения. Как показали результаты исследования Т. Н. Муладжановой оно возникает на фоне резкого улучшения самочувствия после первых сеансов гемодиализа при условии недостаточной информированности больного о сущности лечения.
В этот период наиболее вероятны нарушения режима, диеты, физические перегрузки. Больные стремятся как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни. Индивидуальная работа с больными в этот период должна быть направлена (как и на подготовительном этапе) на формирование адекватного знания о болезни и ее последствиях, т. е. интеллектуального уровня ВКБ.
Психокоррекционные воздействия на больных в этот период особенно важны. Как отмечает Т. Н. Муладжанова (1983), у этих больных последующий период «общего недовольства» протекает особенно остро, с переоценкой тяжести состояния, пессимистической оценкой будущего.
К этапу хронического применения гемодиализа v большинства больных в структуре ВКБ формируется стойкий мотив «сохранения здоровья». Становится актуальной так называемая терапия занятостью. Под лечением занятостью понимается «научно обоснованная система различных занятий, имеющих лечебное значение для больных» (Рожнов, Либих, 1979 __ с. 538). Основные цели подобных занятий — развитие сохранных сторон личности, компенсирование нарушенных отношений, создание новых интересов, отвлечение от болезненных переживаний (Лебединский, 1977; Кабанов, 1978; Рожнов, Либих, 1979; и др.).
Результаты исследования Т. Н. Муладжановой позволили предположить, что при тщательном постоянном контроле за физическим и психическим состоянием больных допустимыми являются и групповые формы работы с больными. Они могут быть направлены, по мнению автора, на решение ряда вопросов:
1. Предупреждение возникновения у больных немых иатрогений и эгротогений в ходе дидактических занятий в группе, направленных на разъяснение больным некоторых особенностей заболевания и лечения гемодиализом; 2. Профилактика невротических наслоений (чувства одиночества, беспомощности, тревоги); 3. Создание у больных, готовящихся к операции пересадки почки, лечебной перспективы, прежде всего за счет привлечения к работе тех больных, которые перенесли удачную операцию; 4. Социальное активирование, перестройка отношений личности, преодоление ухода в болезнь.
фрагментарное ВКБ – предыдущая страница|следующая страница – атопический дерматит