Непатологические отклонения психического развития обусловливаются разными причинами и проявляются в разных формах.
Первая из них — это отклонения, возникающие в связи с замедленными темпами формирования (отставание от возрастных нормативов) психических функциональных систем. Такое отставание может быть обусловлено индивидуальными особенностями созревания мозга или недостаточным стимулирующим действием средовых факторов.
Вторая форма — это отклонения, возникающие в связи с изменениями в структуре функциональных систем. Такие изменения могут быть результатом спонтанных или направленных компенсаторных перестроек. Компенсаторные процессы возникают при повреждениях и направлены на оптимизацию работы функциональных систем мозга. В определенных случаях, при наличии минимальных мозговых повреждений или дисфункций, проявившихся в раннем онтогенезе, такие перестройки могут оказаться успешными. В то же время, как отмечал П. К. Анохин, малейший дефицит в том или ином звене функциональной системы при ее формировании сказывается на эффективности ее работы в последующем.
Наличие успешной компенсации может означать, что в состоянии психических функций нет выраженных отклонений, которые можно назвать патологическими. В то же время те перестройки, которые произошли в структуре функций (по сравнению с нормативным состоянием), могут изменить их продуктивность.
Непатологические отклонения психического развития, таким образом, могут быть объяснены с позиций системогенеза работой либо отстающих в формировании, либо компенсаторно измененных функциональных систем.
С нейропсихологической точки зрения формирование психических функциональных систем у детей группы риска означает, что генез психологических функциональных систем проходит на фоне измененного или задерживающегося (по сравнению с нормой) созревания мозга.
Целесообразно выделить в отдельную группу детей с рассмотренными формами генеза функциональных систем. Эта группа может быть отнесена к тому сегменту популяционной шкалы, который расположен между нормой и патологией. Отклонения в формировании психических функций у данных детей были обозначены как [1] иррегулярность психического развития» (ИПР) (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).
Смысл, вкладываемый в термин «иррегулярность», означает отклонение от нормы, неподчиненность определенному порядку, неравномерность, возникающую в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка.
Введение понятия ИПР также позволяет отделить рассматриваемые отклонения в развитии и поведении от других нарушений, которые обозначаются сходным термином «отклоняющее поведение».
Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева (2003) для обозначения этой группы детей используют термин «неравномерность развития психических функций». Понятие «неравномерность» используется авторами в большей степени в отношении темпов развития высших психических функций и не охватывает детей с хорошо компенсированными формами перинатальных повреждений (детей группы риска). В этом отношении термин «иррегулярность» является более широким.
Выделение детей с такими отклонениями в отдельную группу обусловлено повышенным для них риском перехода в другой сегмент популяционного диапазона, характеризующийся неблагоприятным, патологическим психическим развитием. Такая опасность существует, если ребенок окажется в неблагоприятных условиях развития, не будут учитываться особенности его развития.
[1] двигательные нарушения эмоциональные расстройства и др. (Лус- канова Н. Г., Коробейников Н. А., 1995).
Действительно, перечисленные факторы можно рассматривать как причину неуспешной учебной деятельности ребенка, но в то же время ряд из них связан с патологией мозга, и в этом случае ребенок нуждается в лечении. Другие факторы, несмотря на их негативную роль в учебе, к патологии мозга отношения не имеют и обусловливают индивидуальные варианты развития ребенка.
Если отбросить те из них, которые обусловлены неврологическими причинами и приводят к патологии психического развития, то можно выделить факторы риска, характерные для неуспевающих детей, в частности для детей с ИПР.
В первую очередь это факторы, связанные с биологическими условиями психического развития. Их наличие (например, соматическая ослабленность, хронические заболевания и др.) может привести к отставанию в темпах формирования нейрофизиологических функциональных систем, основной мозговой базы, на которой развертываются формирующиеся психические процессы, отставанию, обусловленному индивидуальными особенностями биологического созревания организма.
К тому же результату могут привести и факторы, связанные со средовыми условиями психического развития. Например, педагогическая запущенность, сенсорная депривация также способны вызвать, из-за недостатка средовых (в том числе социальных) воздействий, задержку нормального функциогенеза мозговых структур.
Отставание темпов формирования функциональных систем проявляется в их сниженной (по отношению к возрастной норме) продуктивности, в отсутствии устойчивых связей между функциональными.
задачи дифференциальной нейропсихологии – предыдущая | следующая – причины школьной неуспеваемости
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста