б) Индивидуальная психология Адлера, вышла из учения Фрейда и изучения неврозов, но она избежала Фрейдовских генерализаций и стала направлением, во всей своей концепции независящим от психоанализа.
Индивидуальная психология по своей сути является психологией социальной в том смысле, что она очень много внимания уделяла общественной детерминации психического развития. Адлер разработал главным образом понятие так называемой неполноценности органов и распространил это понятие на любую функцию (задаток), как соматическую, так и психическую, недостаточно или дефектно развитую; конституциональная слабость или толщина пищеварительной системы, сердечные дефекты, горб, как и заикание, «леворукость» и т. п. усиливают чувство детской беспомощности и неполноценности.
Психические процессы, служащие, с одной стороны, самосохранению (потребность в самоутверждении), с другой стороны, контактам человека с человеком (потребность в общности, общественности) находятся в гармонии там, где имеется равновесие между потребностью самоутверждения и потребностями общества.
На неполноценность органов человек может реагировать неадекватно повышенным чувством недостаточности, проявляющимся избеганием людей, потерей уверенности в себе, отчуждением, потерей смелости. Противоположной реакцией является перекомпенсирование: человек не только компенсирует, выравнивает неполноценность, но даже превосходит это выравнивание гипертрофической чрезмерной функцией пораженной области (Демосфен не только устранил дефект речи, но и приобрел славу наилучшего оратора) или заменяет ее другим видом интенсивной деятельности, в которой он старается выделиться (человек с физическим недостатком в области культуры), или даже в приобретении власти над людьми (в политической области).
Адлер приводит ряд очень ценных сведений о значении социальной среды, особенно семейной; он написал целый ряд разборов о влиянии семейной констелляции, воспитательного воздействия и т. д. Невроз он также рассматривает как компенсацию, которая должна облегчить человеку решение (ребенок, который боится идти в школу, рвет по утрам и т. п.). У невротика речь идет о скрытом осуществлении цели, которой он не может добиться нормальными средствами. Поэтому лечение неврозов заключается прежде всего в попытке дать невротику правильную жизненную цель, определить правильную линию жизни. Человек должен проявить себя на работе, в супружестве и социальных контактах. Поэтому необходимы: правильная жизненная линия, хорошее воспитание или при необходимости хорошая психотерапия, прежде всего направленная к жизненной смелости. И хотя Адлера упрекают в «дешевой оптимистической философии бодрого мещанства» (Р. Мюллер-Фрайенфелс), его работы бесспорно имели значение не только как смелые выступления но против своего Мастера, но и вследствие продуманных мероприятий и теории в исправительной педагогике и психотерапии, особенно вследствие усилий изменить боязливых созерцателей жизни в ее отважных непосредственных участников.
в) Аналитическая психология психиатра К. Г. Юнга (Цюрих) изменила либидо Фрейда в общем значении бергсоновского жизненного взмаха (elan vital) или шопенгауэровской воли. Это жизненная энергия, проявляющаяся не только как сексуальность, но и как творчество и т. д.
Юнг видит в индивидуальном бессознании и бессознание коллективное, в котором заключены архетипы, содержание коллективного бессознания, прообразы, определяющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной жизни. Их создавал опыт человечества в течение тысячелетий. Такими архетипическими символами являются, например anima – символ женского естества в подсознании мужчины, в противоположность архетипическому символу animus – естество мужчин в коллективном бессознании женщины.
Более, чем эта философская, напоминающая учение Платона, концепция, известна типология Юнга, его разделение людей на интровертные (обращенные внутрь) и экстравертные типы (обращенные наружу). Интровертный тип кажется замкнутым человеком, живущим интенсивной внутренней жизнью, внешне несмелым, неуверенным в обществе. Экстравертный тип, наоборот, является общественным, открытым, рискованным.
Современные неопсихоаналитические направления представлены некоторыми авторами. Само название было предложено Г. Шульцем-Генке, который эклектически соединяет Фрейда, Адлера, Кюнкеля и Юнга. В противоположность Фрейдовской генерализации сексуальности он называет ряд потребностей, не носящих характера сексуального либидо: потребность нежности, любви и сексуальности, а далее потребность постоянства, покоя, порядка, спокойствия и безопасности.
В Америке к неофрейдистам относятся в первую очередь Карен Горней, Эрих Фромм и не совсем по праву Г. С. Салливен. Краеугольным камнем учения Горней является понятие безопасности, а следовательно, и первобытный страх перед хаосом; стремление к единству личности является основной потребностью. Учение Горней и Адлера имеет много общего.
Эрих Фромм известен у нас по многочисленным переводам. Он также исходит из желания преодолеть пороки общества и из ощущения грозного и могучего мира. Поэтому современный человек боится свободы и личной ответственности и тоскует о добрых взаимоотношениях между людьми, о творческой свободе, о прочном месте в мире, о личной идентичности и о постоянстве явлений. Нет необходимости доказывать, что расстояние между Фроммом и Фрейдом более, чем значительное.
О Салливене мы упоминаем в другом месте (см. главу о психотерапии). Психоаналитические теории были проверены также транскультурально (например, путем изучения последующих индивидуальных черт при различной величине периода кормления грудью детей у разных диких племен; Батесон, Малиновский, Мид, Кардинер, Эриксон и т. д.). Оказалось, что психоаналитические теории не подтвердились (см. работы Орланского, Чайлда, Вайтинга и др.).
О психоанализе мы широко говорили потому, что из всех психологических направлений именно психоанализ более всего укоренился в подсознании культурного человека в связи с его первоначальной сенсационностью. Но речь идет о критическом подходе, который возможен только при более подробном изучении самого психоанализа.