Чаще, чем предыдущая реакция, становится предметом наблюдения психиатра. Проявляется нанесением себе повреждений или суицидными попытками, точнее покушениями на самоубийство [Семичов С. Б., 1970]. Нередко себе наносят порезы, иногда довольно глубокие. Боли в этот момент почти не чувствуют, так как болевая чувствительность на высоте аффекта снижена. Следы, от нанесенных порезов впоследствии иногда неправильно трактуются как признаки демонстративного суицидального поведения, как проявление «истерической реакции». На самом же деле при аутоагрессивной реакции никаких демонстративных замыслов не бывает; все действия — опять же лишь путь к разрядке аффекта. К подобной разрядке склонны чаще всего эпилептоидные подростки, но она встречается при лабильной, и при циклоидной, и при конформной, и при неустойчивой акцентуациях [Строгонов Ю. А., Алмазов Б. Н„ 1981].
Суицидальные попытки при острых аутоагрессивных реакциях у подростков составляют особый вид суицидального поведения [Личко А. Е., 1977; Федотов Д. Д. и др., 1978]. Подобное аффективное суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения и довольно скорым (иногда тотчас же, но всегда в тот же день) его исполнением. Облегчающим суицидные действия фактором может служить подражание подобным поступкам других, особенно сверстников или членов семьи. Если родители во время ссор постоянно грозят друг другу самоубийством, то подросток может на себе реализовать их угрозы (Фиккер Ф., 1978].
Способы при аффективных суицидных попытках подростками избираются самые разные — вскрытие вен, отравление газом, ядовитыми веществами бытовой химии, лекарствами, самоповешение. Выбор малодейственных средств (порезы вен или прием в большом количестве нетоксических средств из домашней аптечки) не обязательно свидетельствует о несерьезности попытки. Подобный выбор может быть связан просто с некомпетентностью подростка. На высоте аффекта подросток может также плохо оценивать действенность того или иного способа. Главным мотивом обычно служит желание «что-то с собой сделать». Желание умереть бывает мимолетным или малоопределенным. Но все же, в отличие от чисто демонстративного поведения, возможность смерти всегда допускается. Рассчитанных действий чтобы обезопасить попытку, не предпринимается.
Импунитивная аффективная реакция
Здесь аффект разряжается не агрессией в отношении других или самого себя, а путем бегства из психотравмирующей ситуации (по-англииски impunity – безнаказанность). Проявляется как правило, побегом — из дома, из интерната. Такие побеги у подростков обычно называют ситуативно обусловленными или психогенными. Страх сурового наказания за проступок, жестокое обращение близких, грозящая расправа со стороны сверстников, положение отщепенца среди них, ярко выступившее в какой-либо ситуации эмоциональное отвержение в семье — все это в какой-то момент может вызвать острую аффективную реакцию, которая выливается в побег как способ немедленно уйти из тяжкой обстановки.
Подобные побеги не готовятся заранее, совершаются обычно в одиночку; попутчики могут отыскаться, когда побег уже совершен. Во время побега все поведение строится так, чтобы забыться отвлечься от тягостных дум: ходят в кино, в места развлечений, из города обычно не уезжают, а если это и случается то устремляются в места, где когда-то жили привольно и беззаботно, например туда, где проводили летние каникулы, или туда, где только слышали, что «там — хорошо».
Импунитивные реакции чаще встречаются при лабильной сенситивнои и неустойчивой акцентуациях. У шизоидных подростков они могут возникать, когда их впервые помещают в интернаты или пионерские лагеря. Эти реакции чаще встречаются у подростков мужского пола в младшем и среднем подростковом возрасте.
Дмитрий Ч., 13 лет. Родители неизвестны, был усыновлён врачом родильного дома — одинокой женщиной, когда его родная мать от него отказалась. Развивался своевременно. С первых лет не умел сходиться с детьми, любил играть один, особенно что-нибудь строить. Рано научился читать. Хорошо учился в английской школе, но ни с кем не дружил. Разводил цветы, собирал марки, увлекался географией, разглядывал карты, чертил планы, неплохо рисовал. Подвижных игр избегал, но охотно ездил на велосипеде за городом. В 11 лет при падении с велосипеда получил сильный ушиб головы, сознание не терял, но после этого долго были головные боли, стал раздражительным.
Прошлым летом мать отправила его в детский санаторий недалеко от города — вскоре оттуда сбежал, вернулся домой, причин не объяснил. Перед направлением в детскую психиатрическую больницу совершил побег — один уехал из Ленинграда в Выборг, взяв без спроса деньги у матери. В Выборге был обнаружен ночью спящим под лодкой на берегу моря. Возвращённый милицией домой, с матерью неразговаривал, в школу не шёл, читал, разглядывал карты.
В больнице держался в стороне от ребят, с ними не играл, режима не нарушал, всё время просил персонала отпустить его домой.
В беседе постепенно вступил в контакт, расплакался. Рассказал, что сбежал из дома после конфликта в школе. Его одноклассник украл у него редкую марку, тогда он сам отнял у того весь его альбом с марками, пока тот не отдаст. Тот же обвинил его в воровстве, мать этому поверила, сообщила в школу. Его вызвали к директору — он отмалчивался. Ему сказали, что его вызовут на педсовет и потом заставят просить прощения перед всем классом. Решил убежать из дома. Поехал в Выборг, потому что недавно прочел книгу об истории этого города. Будучи в Выборге, весь день осматривал достопримечательности. Вечером, когда пошел дождь, спрятался под лодку и уснул, был разбужен милиционером. Категорически отказался идти в прежнюю школу, но согласился перейти в другую, «только в обычную, а не в английскую» — иностранный язык давался ему с трудом, больше всего любил математику.
Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре отмечено, что правое глазное яблоко отстает при конвергенции.
Диагноз. Острая импунитивная аффективная реакция на фоне шизоидной акцентуации.
Катамнез через 5 лет. За истекшие годы окончил восьмилетнюю школу, курсы киномехаников и два года успешно работает по специальности и учится в вечернем техникуме. Собирается в будущем стать киноинженером. С 16 лет живет один — мать вышла замуж и уехала в другой город, оставив ему однокомнатную квартиру и порвала с ним всякую связь. Перед отъездом сообщила ему, что он был ее приемным сыном.
Одиночество переносит легко, сам организовал свой быт; неплохо зарабатывает, увлекается фотографией, близких друзей не имеет. С девушками не встречается. Признался, что с матерью в детстве конфликтовал, она воспитывала его «своим научным методом»: перед его побегом в виде наказания посадила голым в ванну с холодной водой.
Патохарактерологическое обследование с помощью ПДО проведено во время сбора катамнеза. По шкале объективной оценки диагностирован шизоидный тип, отмечено резко отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хорошая: по шкале субъективной оценки достоверно выступили шизоидные и сенситивные черты, отрицаются черты неустойчивого типа.
острые аффективные реакции – предыдущая | следующая – демонстративная реакция
Подростковая психиатрия. Содержание.