Венский психолог X. Рорахер интересным и серьезным способом соединил характеристику личности с понятием «характер». Он точно разграничил их, но приводит их в такой связи, как фенотип к генотипу. Характер – это личностное своеобразие индивида, он создается задатками, всеми врожденными предпосылками, наследственной основой – содержит все возможности, отпущенные человеку для жизни. В противоположность этому личность – это то, что в данном моменте из этой потенциальной базы актуально проявилось. А то, что смогло из данной основы проявиться, зависит от внешних условий.
Рубинштейн обобщил свои взгляды в трех пунктах:
- Психические свойства личности появляются в ее поведении, поступках и в чувствах и одновременно этим формируются. Поэтому одно лишь статическое или одно только динамическое понимание будет неправильным. Свойства личности не являются уже готовыми от самого начала. Они развиваются, но личность невозможно «растворить» в определенной ситуации и понимать ее поведение только как следствие динамических отношений, возникающих при этом, а свойства рассматривать только как меняющиеся состояния. Личность и ее свойства являются как предпосылкой, так и результатом ее деятельности.
- Можно рассматривать те или иные области, характеризующие различные личности. Но и при всем многообразии, различии и противоречиях основные свойства личности составляют одно целое. Личность не является аморфным единством и ее невозможно редуцировать на «отдельные черты».
- Личность определяется во всем многообразии своих психических свойств своим реальным смыслом; действительная жизнь человека создается в конкретной деятельности. Это происходит в такой степени, в какой человек осваивает – в процессе воспитания и образования – материальное и духовное содержание цивилизации и культуры. Личности не чужды противоречия: она знает не только познание, но также влечения и потребности и имеет конфликты. Но Рубинштейн постоянно подчеркивает сознание и его растущее значение в развитии. Он не считает, что эти верхние этажи сознания являются какой-то механической надстройкой над нижними этажами. Потребности постоянно все больше становятся человеческими потребностями.
Мы бы еще добавили к этому, что нижние «этажи» личности врастают в верхние «этажи», так что именно поэтому во многих случаях действует вопреки сознанию, или бессознательно.
Лапидарно Рубинштейн обобщает проблематику изучения личности в трех вопросах:
что человек хочет (потребности, интересы, ценности, постулаты, идеалы); что может (задачи, способности, таланты), и что он есть (характер).
2. Некоторые теории личности
Если мы хотим охарактеризовать какую-нибудь личность, то часто применяем выражение «типичный»: это типичный учитель, типичный немец и т п. При этом мы имеем в виду определенные черты личности, типичные для определенной группы людей. Нет сомнения в том, что совершенно определенную личность мы можем охватить только с помощью определенных, лишь для нее характерных черт. Но как только мы начинаем искать закономерности в отдельных личностях, как только мы начинаем создавать общую психологию личности, мы обязательно должны выискать закономерности, являющиеся общими для определенной группы личностей, и которые поэтому затем помогут понять отдельных личностей, общие черты которых создают определенные общие констелляции свойств.
Каждая личность представляет собой неповторимую констелляцию свойств, но с другой стороны, тип – это то, что является общим в единстве, а единственная личность неповторима тем, чем она отличается от типа, к которому принадлежит.
Поэтому типология личности очень стара. Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Гиппократ (5 век до нашей эры) и Гален (2 век до нашей эты). Они создали в сущности гуморальную теорию темперамента, научное объяснение которой с точки зрения высшей нервной деятельности дал Павлов. В зависимости от соков в нашем теле (sanguis – кровь, phlegma – слизь, chole – желчь, melan chole – черная желчь) и в зависимости от соотношения, в котором они смешаны, возникают темпераменты: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Это предположение стало в современной эндокринологии истиной – мы продемонстрировали уже в другом месте, какое большое влияние оказывают на психическую жизнь железы внутренней секреции. Павлов вернулся к этой старой типологии и обосновал ее новыми фактами своей собственной теории. Он разделил гиппократовы типы следующим образом:
Тип сильный: 1) уравновешенный – быстрый-сангвиник, замедленный-флегматик; 2) неуравновешенный – (возбудимый) – быстрый холерик.
Тип слабый – меланхолик.
Эти везде применимые типы он дополнил, что касается человека (в зависимости от связи между первой и второй сигнальными системами) еще тремя другими типами:
- тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности);
- тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления);
- тип смешанный, средний (уравновешенное отношение обеих сигнальных систем).
Несмотря на то, что Павлов попытался обновить старую типологию физиологическим обоснованием, все-таки трудно (если речь идет о совершенно определенном, чистом типе) отнести индивида к тому или другому типу. Именно поэтому Рубинштейн отметил, что темперамент в психологическом смысле слова может быть только динамическим аспектом личности, который характеризует динамику ее психической деятельности. Мы также придерживаемся этой точки зрения. Понимание нейрофизиологической основы очень важно, но психология оказалась сокращенной. Ограничимся поэтому лишь сведениями о некоторых типологических теориях.