canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Личность представляет собой единое целое. Понятие личности.

V. Личность

1. Понятие личности

Если исходить из этимологии, то английское выражение “Personality” французское “personnalite”, немецкое “Personlichkeit” отчетливо свиде­тельствует о латинском слове “persona”, которое происходит от этрус­ского “phersu”, что означало маску, характерную для бога потусторонне­го мира. Латинское “personare” означает «произносить», звучать через отверстие в маске, а маска была выражением определенного типа, была постоянной, выражала характер человека и одновременно предопреде­ляла роль. Раб не был персоной, не был носителем никаких прав, не играл никакой роли, не имел никакого признаваемого обществом характера – он не имел общественной маски.

Интересно, что значение личности как типа, личности как индивиду­ального характера и личности как роли, все еще живо и в современной психологии, составляет основу наиболее известных теорий личности.

Один из основателей психологии личности Г. В. Олпорт в своей кни­ге «Личность» привел около пятидесяти определений личности и разде­лил их по отдельным критериям на пять категорий. Он сам считает лич­ность динамической организацией тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособля­емости к внешней среде (позднее он внес поправку: «в смысле характеристических способов поведения и переживания»).

Айзенк понимает личность как более или менее стабильную, про­чную организацию характера, темпераментра, интеллекта и тела, кото­рую определяют ее единственная индивидуальная адаптация к среде. Мейли под личностью понимает просто психологическое целое, которое характеризует определенного человека. Почти так же определяется лич­ность как «индивидуальное единство человека: это единство его психи­ческих свойств и поступков основано на единстве тела и формируется и проявляется в его общественных связях. Коротко: личность – это чело­век как психологическое целое» («Психология личности», 1964).

Под личностью необходимо понимать также «ту общую организацию нашей психической жизни, которая вмещает в себя отдельные пси­хические функции».

Рис. 30 Схема выражения лица (по Сапервилл).

Пьерон говорит о личности как об интегральном единстве человека, являющегося совокупностью его постоянных отличительных характери­стик (интеллект, характер, темперамент, конституция) и характеризует­ся способами, свойственными его поведению.

В качестве примера лапидарного определения приведем дефиницию одного из представителей анализа Гилфорда: «Личность индивида – это специфическая констелляция черт».Тарди полагает, что определения личности не слишком разнятся друг от друга, но являются спорными следующие положения:

  1. следует ли относить к личности и физическую конституцию,
  2. нужно ли включать в определение признак приспособляемости и
  3. должно ли определение личности включать в себя и социальный характер своего положения.

Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психо­логи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность пред­ставляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает сама себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющей и, несмотря на это, опять тем же единством – unitas multiplex (многообраз­ным единством) в том смысле, который вкладывает в это понятие Штерн. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности – личность отличается от других личностей именно по ин­дивидуальным свойствам.

Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структуру) относительно постоянных свойств (черт), динамиче­ски развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодейст­вии с жизненной средой.

Из нашей попытки определения вытекает, что оно содержит именно те характеристики, которые постоянно при изучении личности являются само собой разумеющимися: структуру и динамику или развитие. Далее мы понимаем личность динамически не только как организованное единство, но и организующее, мы не считаем, что ядро личности соста­вляют качества совершенно постоянные, поэтому говорим об относительном постоянстве: мы подчеркиваем врожденную предрасположен­ность (наследственность), но в динамической взаимосвязи со средой. Среда определяется прилагательным «жизненная» для того, чтобы было подчеркнуто «постоянное взаимодействие со всевозможными актуаль­ными раздражителями – не только общественными наконец, это опреде­ление намеренно не использует обычного понятия адаптации к среде, поскольку понятие адаптации не подчеркивает в достаточной мере именно активность взаимодействия.

 

гипноз – предыдущая | следующая – характер
Яндекс.Метрика