IX. Ориентировка в пространстве.
48. Схема пространственных отношений. Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты с указанием расположения: двери, окон, кроватей. В другом варианте опыта, известного под названием «части света», испытуемому предлагается поставить на бумаге точку и, обозначив ее «севером», схематически показать соотношение частей света: юг, запад, восток.
49. Проба «Географическая карта». Испытуемому предлагается поставить в центре бумаги точку и, обозначив ее Москвой, показать примерное расположение: Ленинграда, Владивостока, Одессы, Ташкента, Мурманска, Берлина или других городов. Учитывается также способность испытуемого ориентироваться в реальном пространстве: в помещениях клиники, своей квартиры, улицах родного города, самостоятельно находить свой дом. Для представления о нарушении топографической ориентировки следует поинтересоваться, как больные описывают зрительно знакомые места: дом, где живут, улицу, на ” которой расположен дом, и т. п.
X. Стереогноз.
50. Узнавание реальных предметов с помощью осязания (глаза испытуемого закрыты). Предлагается узнать: ручку, пуговицу, монету, ключ, часы и другие предметы, встречающиеся как относительно часто, так и более редко. При этом следует помнить об ошибках называния или других дефектах речи.
XI. Высшие зрительные функции. Исследуются при относительно сохранной функции элементарного зрения, а также при учете данных исследования функции речи.
51. Предметный зрительный гнозис. Узнавание реальных предметов (ручка, монета, часы, расческа, ключ, скрепка или другие предметы). Узнавание изображений предметов проверяется, как правило, при исследовании называния (см. рис. 3). Узнавание наложенных друг на друга изображений предметов (фигуры Поппельрейтсра —рис. 6). Узнавание изображений предметов с «недостающими» признаками (чайник, булавка, ножницы, лампочка, якорь, весы) или изображений других предметов (рис. 6). Узнавание изображений предметов на «за-шумленпых» рисунках (рис. 7). Предъявляется для узнавания 6 изображений предметов па матрице с разным уровнем шума—0,35 или 0,25 (уровень шума определяется относительным числом черных элементов, синтезированных ЭВМ). Вначале опыт проводится с уровнем шума 0,35. Если испытуемый не узнает ни один из предметов при этом уровне шума, переходят к менее зашумлепным карточкам (уровень шума 0,25). Если больной зрительно не опознает объекты, ему можно предложить обвести их контуры карандашом.
52. Цветовой гнозис. Называние цветов. Предъявляются для называния цветные карандаши или другие эталоны основных цветов (красный, желтый, синий, коричневый, зеленый, черный). В опыте на идентификацию цветов испытуемому предлагается показать называемые экспериментатором цвета: зеленый, желтый, черный, красный, синий, коричневый.
53. Лицевой гнозис. Узнавание знакомых лиц. Предъявляются для узнавания фотографии выдающихся отечественных писателей, например А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Толстого, М. Горького, В. Маяковского и др.
В другом опыте предлагается выбрать фотографии незнакомых лиц, по заданному образцу. Предъявляются одновременно 3 фотографии незнакомых лиц (масок) — эталоны; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать идентичные в соответствующем наборе из 25 фотографий Опыт проводится три раза и с тремя фотографиями. Если испытуемый не справляется с заданием (все три пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с двумя или одной фотографией (рис. 8). Вариантом этого опыта является выбор фотографий незнакомых лиц при кратковременном предъявлении заданных образцов. Испытуемому предъявляются одновременно 3 фотографии-эталона на 10 с и предлагается запомнить их. Затем требуется выбрать идентичные из 25 фотографий соответствующего набора. Дальше опыт проводится в такой же последовательности, что и предыдущий. Эта проба, как и другие такого же типа, направлена на исследование кратковременной зрительной памяти. Стимульным материалом являются изображения со строго индивидуализированными свойствами.
праксис – предыдущая | следующая – пробы на категоризацию
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание