Яндекс.Метрика

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Естественно, что утверждение одновременности выполнения всех операций на разных уровнях основывается на некоторых предположениях. Первое из них сводится к тому, что мозг — это многоканальное устройство, которое может совершать внутри одной деятельности операции на разных уровнях контроля соз­нания. Впервые эта мысль была высказана Н. А. Бернштейном в форме положения об уровне ведущей деятельности и дейст­вий, совершаемых на уровне фонового автоматизма. Так, на­пример, говорящий думает только о том, что сказать и в какой последовательности. Эти действия находятся на уровне осозна­ваемой ведущей деятельности. Сам процесс формирования и формулирования мысли посредством языка и артикуляционное воплощение высказывания проходят на уровне фонового авто­матизма. Если говорящий задумывается над тем, как скапать, как произнести (часто встречающаяся ситуация при изучении иностранного языка), то он нарушает либо плавность, либо по­следовательность мысли. Речевые автоматизмы являются усло­вием осуществления всей деятельности говорения.

Не менее важным на схеме порождения является третий, реализующий уровень. Это уровень собственно артикуляции (произнесения) и интонирования. Отметив, что артикуляцион­ная программа и тоническая артикуляционная активность воз­никают одновременно с актуализацией пространственно-поня­тийной схемы, остановимся на рассмотрении особенностей орга­низации артикуляционной программы.

Принимая синтагму в качестве артикуляторной единицы, следует отметить, что произнесение входящих в нее слов, сло­гов задается сложным механизмом, включающим реализующие артикуляционную программу команды и движения. Естествен­но, что артикуляционная программа организуется с учетом це­лого ряда физиологических факторов артикуляции. Так, в ар­тикуляционной программе реализуется принцип ритмической организации последовательности чередующихся движений, в частности слоговых. «Ритмическая последовательность команд,— по утверждению Л. А. Чистович,— может вырабатываться ав­томатически за счет работы генератора, полностью находяще­гося внутри центральной нервной системы» [1965, 113]. При этом слог понимается как «основная единица» произнесения, или «произносительная единица», согласно Р. Стетсону, Н. И. Жинкину, Л. Р. Зиндеру.

97

Организация артикуляционной программы детерминирована разрешающей способностью оперативной памяти на удержание и развертывание единиц этой артикуляционной программы. Экспериментально было показано, что артикуляционная прог-

4 Заказ Jfe 4271
рамма высказывания объединяет, как правило, 7±2 слога, т. е. 3—4 двусложных слова в пределах синтагмы.

Уровень реализации произнесения — сложно взаимодейст­вующий механизм. Его действие может быть представлено иерархией управления произносительными движениями: от ар­тикуляционной программы — к артикуляционным слоговым командам и к организации внутрислоговых движений. Непос­редственная реализация речевого высказывания обеспечивает­ся уже на уровне смыслообразования, когда создается артику­ляционная программа, а сами артикуляционные движения явля­ются при этом кодом, изоморфно кодирующим единицы уров­ня формирования в акустические сигналы.

Рассмотренные выше уровни процесса речепроизводства (по­буждающий—формирующий—реализующий) образуют, как уже подчеркивалось, тот сложный, многосторонний, протекающий в микроинтервалы времени процесс, который был определен Л. С. Выготским как движение мысли к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, на­конец, в словах [Выготский 1934, 314]. Схематически процесс формирования и формулирования мысли посредством языка может быть представлен схемой.

Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка

В данной схеме все компоненты и уровни взаимообусловле­ны и взаимосвязаны. Так, например, мотив и коммуникативное намерение, реализуясь в замысле, образуют одно межуровневое единство; артикуляционная программа и артикуляция — второе. Практическая неразложимость смыслообразующей и формулирующей фаз являет собой внутриуровневое единство. В то же время вся схема представляет одновременное взаимо­действие всех компонентов, приводимых в действие внешним воздействием, непосредственным или опосредствованным через внутренний мир (принцип единой детерминации).

В заключение определим те положения (принципы), которые лежат в основе данной функциональной психологической схемы: 1) от общего к частному: от недифференцированного к четко дифференцированному; 2) принцип одновременного действия всех уровней на основе актуализации ранее сложившихся и уп­рочившихся межуровневых связей, т. е. правило параллельного, а не последовательного включения всех уровней, хотя внутри каждого уровня идет последовательное временное представле­ние. Другими словами, «поле готовности», «ждущая развертка» создаются одновременно везде. Таким образом, этот принцип формулируется как принцип параллельного (межуровневая связь) — последовательного (внутриуровневая связь) осуще­ствления процесса смысловыражения; 3) принцип сопряженно­сти уровней, когда звено одного уровня является компонентом другого; 4) принцип конечного соответствия, согласно которо­му выходной акустический сигнал должен изоморфно отражать замысел и коммуникативное намерение говорящего. Подтверж­дением действенности этого принципа является та ситуация, когда человек, будучи очень усталым, имея намерение и произ­водя речевое действие на родном языке, не контролирует это действие, т. е. уровень реализации не совпадает с уровнем побуждения. Та же ситуация возникает, когда человек не овла­дел иностранным языком, не может еще контролировать собст­венное говорение. Другими словами, нарушается принцип ко­нечного соответствия.

Можно полагать, что представленная выше функциональная психологическая схема процесса формирования и формулирования мысли, рассматриваемого как внутренний механизм осу­ществления деятельности говорения, позволяет более полно и наглядно представить процесс смысловыражения.

Речепроизводство – предыдущая | следующая – Речевой акт

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах