canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Уровни речепроизводства. Формирующиц уровень речепроизводства.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Пространственно-понятийная схема представляет собой «сет­ку» соотношения понятий, актуализируемых, вызываемых тем внутренним образом предметных отношений действительности, который определен мотивом. На этом уровне схемы порожде­ния действует критерий осмысленности, ибо именно здесь раз­решаются или не разрешаются всем прошлым опытом те или иные сочетания слов (Н. И. Жинкин). Именно здесь оценива­ется нормативная недопустимость сочетания понятийно взаимо­исключающих слов типа круглый квадрат или красная зелень. На этом уровне проявляется весь лингвистический опыт гово­рящего, чувство языка и знание человеком условий и правил употребления языковых единиц, т. е. знание узуса. Важно от­метить, что этот уровень речепроизводства, актуализируя поня­тия, тем самым в норме актуализирует и весь семантический комплекс, или семантическое поле. Под семантическим комп­лексом мы понимаем связанность слов по любому принципу — ситуативной общности, отношения к общему родовому понятию и т. д. Например, слова зима, снег, вьюга, холод входят в один семантический комплекс на основе ситуативной общности, тогда как слова мать, отец, деверь, сват и т. д. входят в другой на основе отношения родства. Выбор нужного элемента этого комп­лекса осуществляется на уровне формулирования при лексиче­ском оформлении высказывания.

Одновременно с пространственно-понятийной схемой, соз­дающей поле номинации, замысел реализуется и в схеме временной развертки. Временная развертка отражает взаимоотно­шения этих понятий, т. е. выявляет «грамматику мысли», являю­щуюся отражением действительности, т. е. логики событий, вы­раженную в четырех основных логикосинтаксических началь­ных структурах. (Представление о временной развертке в про­цессе речепорождения основывается на концепции «линейной схемы развертывания» [Лурия 1969, 202]).

Схема временной развертки, с одной стороны, создает поле предикации, с другой — определяет последовательность или порядок следования понятийных комплексов развертывания мыс­ли. Экспериментальным подтверждением двойственной природы механизма развертывания является факт его нарушения. Этот факт описан в известном примере А. Р. Лурия [1969, 202], когда больной с обратным развитием моторной афазии строил выска­зывание по типу «телеграфного стиля». В этом случае говоря­щий сохранял только порядок следования событий, не форми­руя предикативных отношений: «Вот… фронт… и вот… наступле­ние… вот… взрыв… и вот… ничего… вот… операция… осколок… речь, речь… речь». Для психологического анализа процесса говорения существенно также отметить, что временная раз­вертка осуществляется одновременно на разных уровнях рече­вого сообщения: как на уровне целого высказывания, так и на уровне его частей и внутри отдельного предложения.

Естественно возникает вопрос: чем является эта фаза смыслообразования для всего процесса формирования мысли? Ка­кова ее функция в этом процессе? Можно считать, что весь формирующий уровень и особенно фаза смыслообразования могут быть соотнесены с процессом программирования речево­го высказывания. Начальным моментом программирования яв­ляется замысел. Таким образом, «замысел» не тождествен «программе», он является хотя и самой главной, но только одной составляющей всего смыслообразующего уровня. Прог­рамма может рассматриваться как динамическое образование, создающееся в процессе развертывания замысла в пространст­венно-временной схеме. При этом сам замысел определяется целью, заложенной в мотиве данного речевого действия. Дру­гими словами, программа является более широким понятием, чем замысел, но более узким, чем понятие формирующего уров­ня. Ибо формирующий уровень на фазе формулирования вклю­чает лексическое, программирующее — артикуляционное и грам­матическое — оформление высказывания. Программа раскрыва­ет «замысел» в его первоначальном воплощении. Она объеди­няет в себе ответ на вопросы: «Что сказать?», «В какой после­довательности?», «Как сказать?».

Смыслообразующий подуровень, как уже отмечалось, пред­ставляет только первую фазу формирующего уровня речепроизводства. Эта фаза выявляется на уровне теоретического ана­лиза или на материале патологии. В норме смыслообразующая и формулирующая фазы монолитны. Монолитность предпола­гает, что актуализация понятийного поля уже сама по себе актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Актуализированный в памяти речедвигательного анализатора слухо-моторный образ слова уже сам по себе является прог­раммой для последовательности артикуляционных движений. Актуализация же схемы временной развертки осуществляется не иначе, как по правилам синтаксиса данного языка. Единство смыслообразующей и формулирующей фаз применительно к полю номинации, хотя и в других терминах, отмечается и в модели механизма порождения речи Т. В. Рябовой [1967, 88]. Оно соответствует единству уровня внутриречевой схемы выска­зывания и уровня выбора слова по значению, переход между которыми очень условен.

Говоря о единстве смыслообразующей и формулирующей фаз в плане предикации, можно сказать, что первая фаза мо­жет быть уподоблена устройству, программирующему грамма­тическое оформление свернутых, опорных форм слова, а вто­рая является собственно грамматическим развертыванием высказывания (или грамматическим структурированием в узком смысле этого слова). Как было показано выше, этап грамма­тического структурирования рассматривается во всех схемах порождения. Это вызвано тем, что именно он отражает процесс языкового оформления общего смысла высказывания. Это тот компонент, в котором и реализуются «словесный синтаксис и грамматика слов» (Л. С. Выготский), «набор (фонем) и рас­положение согласно грамматическим правилам» (Н. И. Жинкин), «расшифровка по грамматическим правилам языка полу­ченного единства» (Л. А. Чистович), «грамматическое порожде­ние дерева» (А. А. Леонтьев) и т. д. Естественно, что в любой из схем порождения речи подчеркивается важность грамматико-синтаксического оформления мысли. Однако отметим, что на фазе формулирования происходит органическое объединение номинации и предикации. При этом одновременно включаются две основные речевые операции: операция выбора (отбора) слов и операция размещения слов. В работах Н. И. Жинкина этими двумя операциями — выбором слов из словаря и состав­лением сообщения по правилам языка — описывается общий ме­ханизм речи. В поле номинации, поле ассоциативных связей, где каждое слово имеет свой индекс частоты, «включается» преимущественно механизм выбора. В поле предикации «вклю­чается» механизм развертывания заданной программы по язы­ковым правилам.

Таким образом, формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый фазами смыслообразования и формулирова­
ния, одновременно актуализирует механизм выбора слов, ме­ханизм временной развертки и артикуляционную программу, которая непосредственно и реализует, и объективирует замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредст­вом языка.

Формулирование мысли – предыдущая | следующая – Функциональная психологическая схема

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика