Естественно, что утверждение одновременности выполнения всех операций на разных уровнях основывается на некоторых предположениях. Первое из них сводится к тому, что мозг — это многоканальное устройство, которое может совершать внутри одной деятельности операции на разных уровнях контроля сознания. Впервые эта мысль была высказана Н. А. Бернштейном в форме положения об уровне ведущей деятельности и действий, совершаемых на уровне фонового автоматизма. Так, например, говорящий думает только о том, что сказать и в какой последовательности. Эти действия находятся на уровне осознаваемой ведущей деятельности. Сам процесс формирования и формулирования мысли посредством языка и артикуляционное воплощение высказывания проходят на уровне фонового автоматизма. Если говорящий задумывается над тем, как скапать, как произнести (часто встречающаяся ситуация при изучении иностранного языка), то он нарушает либо плавность, либо последовательность мысли. Речевые автоматизмы являются условием осуществления всей деятельности говорения.
Не менее важным на схеме порождения является третий, реализующий уровень. Это уровень собственно артикуляции (произнесения) и интонирования. Отметив, что артикуляционная программа и тоническая артикуляционная активность возникают одновременно с актуализацией пространственно-понятийной схемы, остановимся на рассмотрении особенностей организации артикуляционной программы.
Принимая синтагму в качестве артикуляторной единицы, следует отметить, что произнесение входящих в нее слов, слогов задается сложным механизмом, включающим реализующие артикуляционную программу команды и движения. Естественно, что артикуляционная программа организуется с учетом целого ряда физиологических факторов артикуляции. Так, в артикуляционной программе реализуется принцип ритмической организации последовательности чередующихся движений, в частности слоговых. «Ритмическая последовательность команд,— по утверждению Л. А. Чистович,— может вырабатываться автоматически за счет работы генератора, полностью находящегося внутри центральной нервной системы» [1965, 113]. При этом слог понимается как «основная единица» произнесения, или «произносительная единица», согласно Р. Стетсону, Н. И. Жинкину, Л. Р. Зиндеру.
97 |
Организация артикуляционной программы детерминирована разрешающей способностью оперативной памяти на удержание и развертывание единиц этой артикуляционной программы. Экспериментально было показано, что артикуляционная прог-
4 Заказ Jfe 4271
рамма высказывания объединяет, как правило, 7±2 слога, т. е. 3—4 двусложных слова в пределах синтагмы.
Уровень реализации произнесения — сложно взаимодействующий механизм. Его действие может быть представлено иерархией управления произносительными движениями: от артикуляционной программы — к артикуляционным слоговым командам и к организации внутрислоговых движений. Непосредственная реализация речевого высказывания обеспечивается уже на уровне смыслообразования, когда создается артикуляционная программа, а сами артикуляционные движения являются при этом кодом, изоморфно кодирующим единицы уровня формирования в акустические сигналы.
Рассмотренные выше уровни процесса речепроизводства (побуждающий—формирующий—реализующий) образуют, как уже подчеркивалось, тот сложный, многосторонний, протекающий в микроинтервалы времени процесс, который был определен Л. С. Выготским как движение мысли к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах [Выготский 1934, 314]. Схематически процесс формирования и формулирования мысли посредством языка может быть представлен схемой.
Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка
В данной схеме все компоненты и уровни взаимообусловлены и взаимосвязаны. Так, например, мотив и коммуникативное намерение, реализуясь в замысле, образуют одно межуровневое единство; артикуляционная программа и артикуляция — второе. Практическая неразложимость смыслообразующей и формулирующей фаз являет собой внутриуровневое единство. В то же время вся схема представляет одновременное взаимодействие всех компонентов, приводимых в действие внешним воздействием, непосредственным или опосредствованным через внутренний мир (принцип единой детерминации).
В заключение определим те положения (принципы), которые лежат в основе данной функциональной психологической схемы: 1) от общего к частному: от недифференцированного к четко дифференцированному; 2) принцип одновременного действия всех уровней на основе актуализации ранее сложившихся и упрочившихся межуровневых связей, т. е. правило параллельного, а не последовательного включения всех уровней, хотя внутри каждого уровня идет последовательное временное представление. Другими словами, «поле готовности», «ждущая развертка» создаются одновременно везде. Таким образом, этот принцип формулируется как принцип параллельного (межуровневая связь) — последовательного (внутриуровневая связь) осуществления процесса смысловыражения; 3) принцип сопряженности уровней, когда звено одного уровня является компонентом другого; 4) принцип конечного соответствия, согласно которому выходной акустический сигнал должен изоморфно отражать замысел и коммуникативное намерение говорящего. Подтверждением действенности этого принципа является та ситуация, когда человек, будучи очень усталым, имея намерение и производя речевое действие на родном языке, не контролирует это действие, т. е. уровень реализации не совпадает с уровнем побуждения. Та же ситуация возникает, когда человек не овладел иностранным языком, не может еще контролировать собственное говорение. Другими словами, нарушается принцип конечного соответствия.
Можно полагать, что представленная выше функциональная психологическая схема процесса формирования и формулирования мысли, рассматриваемого как внутренний механизм осуществления деятельности говорения, позволяет более полно и наглядно представить процесс смысловыражения.
Речепроизводство – предыдущая | следующая – Речевой акт