canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Теория фреймов. Фрейм как некая структура данных.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

В работах Нормана и его сотрудников делается акцент на представлении в сети действий (операций). Разграничивая способы репрезентации в памяти действий и понятий, Норман [1979] указывает, что понятия представлены в памяти как структуры определенным образом направленного разветвленно­го графа, узлы которого связаны друг с другом фиксированны­ми и определенным образом направленными отношениями. Узлы, которые репрезентируют действия, должны обязательно обозначать отношения, ведущие к спецификации таких факто­ров, как деятель, место и объект действия. См. также: [Norman, Rumelhart 1975].

М. Минский [1979] исходит из того, что при встрече с новой ситуацией человек пытается включить ее в некоторую ранее известную структуру данных —фрейм. Группы семанти­чески близких фреймов объединены в системы, а поскольку фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними, подобная организация системы до­пускает существование большого числа разных иерархических сетей, которые могут перекрывать друг друга в различных сочетаниях. Следует отметить, что в теории фреймов подчерки­вается «множественность взаимодействий между сенсорными данными и образованной в процессе обучения громадной сетью символьной информации» (Там же, 11). Минский указывает, что фреймы сходны с «глубинными падежами» Ч. Филлмора, и уточняет: «Фреймы, связанные со смыслом слов, будь то существительные, глаголы или другие части речи, несомненно, являются центрами концентрированного представления знаний о том, как связаны между собой различные предметы и явле­ния, каким образом они используются и как они друг с другом взаимодействуют» (Там же, 47).

Идея фрейм-подхода стала в последнее время весьма попу­лярной (см. библиографию отечественных публикаций по это­му вопросу [Караулов 1981, 343—347]). Так, широко признано, что глагольные рамки составляют часть семантической памяти человека, играя важную роль в семантической компетенции по­следнего. В связи с этим представляется интересным отметить, что, по свидетельству У. Кинча [Kintsch 1977, 374], еще О. Зельц [Selz 1922] считал глагольную рамку частным случаем схем, с помощью которых хранятся знания человека. Схема, или рам­ка, по Зельцу, представляет собой упорядоченную репрезента­цию знаний индивида о некотором понятии, действии, событии или о более крупной единице знания типа «американская рево­люция» или «когнитивная психология» (ср. с излагаемыми в работе [Самарин 1962] представлениями о разных уровнях системности знаний индивида). У. Найссер [1981], отмечая сход­ство развиваемой им концепции схемы с концепцией фреймов (по Минскому), возводит используемый им самим термин к работе Ф. Бартлетта [Bartlett 1932], а в числе авторов, опе­рирующих понятием схемы, он называет Р. Вудвортса [Wood- worth 1938]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что идея фрейма, схемы, глагольной рамки не нова, и первоначально она возникла на почве психологических исследований восприятия и памяти. Благодаря работам Ч. Филлмора [Fillmore 1968, 1977] эта идея получила лингвистическую трактовку, была как бы заново воспринята психологами и стала использоваться для интерпретации широкого круга психических процессов. Напри­мер, Найссер считает, что одни и те же схемы, трактуемые им в качестве основополагающих когнитивных структур, направля­ют различные формы познавательной деятельности (в том числе мышление и речь); через такие схемы прошлое оказывает влия­ние на будущее [Найссер 1981, 35, 43].

При критическом анализе моделей памяти нередко высказы­вается мнение, что иерархически организованная сетевая модель слишком проста и излишне логична по сравнению с се­мантическими отношениями, которые имеют место в памяти человека. Обеспечиваемая иерархической структурой знаний экономность хранения — не главное для семантической памяти; возможно, эффективнее хранить сведения о некотором объ­екте в непосредственной связи с ним, а не с названием катего­рии, стоящей на одну или более ступеней выше в иерархии [Conrad 1972]. Более того, выяснилось, что внутренняя струк­тура категории не описывается как иерархия, в которой члены одного и того же уровня равноправны. Как показала Э. Рош [Rosch 1973], члены одной и той же категории могут быть упо­рядочены по линии их типичности для этой категории. Можно даже выделить определенный прототип категории — название члена этой категории, который свободно замещает название са­мой категории в предложениях [Rosch 1977]. Исследования такого рода сделали весьма популярными так называемые при­знаковые модели семантической памяти, широко разрабаты­ваемые ныне разными авторами, но прежде всего связываемые с именами уже названной Э. Рош, а также Л. Рипса, Е. Смита и Е. Шобена [Rips et al 1973; Smith et al 1974].

Согласно признаковым моделям памяти, тот или иной кон­цепт репрезентируется в памяти как некоторый набор признаков. Семантическое расстояние между двумя концептами опре­деляется числом совпадающих признаков. При этом сами при­знаки различаются по степени их важности («определительные» признаки важнее «характерных»). И. Рош, и Смит с сотруд­никами фактически показали, что не все, а лишь некоторые признаки нужны для установления принадлежности к некоторой категории; чем больше общих признаков с прототипом катего­рии имеет опознаваемый объект, тем ближе он к центру этой категории.

Языковая информация – предыдущая | следующая – Модель Аткинсона

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика