canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Языковая информация, закрепленная за словом. Хранение и считывание информации.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Рассмотрение значения слова как совокупности продуктов ряда актов глубинной предикации согласуется с высказываниями об аналогии между семантическим строением отдельного слова и целого предложения [Вейнрейх 1981, 90; Степанов 1981, 10; Clark, Clark 1977, 414], с трактовкой понятия как итога, результата целостной совокупности суждений и с признанием диалектики перехода суждения и понятия друг в друга [Конда­ков 1971, 393; Копнин 1973, 171; Костюк 1965, 903; Степанов 1975,, И; Уемов 1961, 9]. Диалектика такого перехода, в част­ности перехода от потенциальной предикации к реальной, объ­ясняет, почему фактически не бывает так называемого «изоли­рованного слова»: любое опознаваемое (идентифицируемое) индивидом слово немедленно включается в контекст некоторого акта глубинной предикации, отражающего предшествующий опыт оперирования этим словом в процессах речемыслительной и коммуникативной деятельности (об относительности понятия контекста см. также: [Сахарный 1976]). Однако значение слова не сводится к понятию, это отражено и в излагаемой гипотезе, согласно которой осознанное или протекающее на подсознатель­ном уровне сопоставление с продуктами предшествующего опыта индивида, охватывает все многообразие увязываемых со словом чувственных впечатлений. Отсюда становится понятным явление глубинной синонимии смыслов: различные по своему характеру и вовсе не синонимичные с точки зрения строгого лингвистического анализа единицы могут вызывать актуали­зацию одинаковых чувственных элементов и поэтому субъек­тивно переживаются как равнозначные (о специфике феномена субъективной идентичности и о его роли в процессах и механиз­мах мышления см. [Maier 1945], ср. с трактовкой «значимого переживания» в работе [Бассин 1973, 22—23].

Что же касается феномена одновременного учета говорящим или слушающим человеком определенного комплекса закрепленной за словом энциклопедической и языковой информации, преломляемой через эмоциональный опыт индивида и через принятую в соответствующем социуме систему норм и оце­нок, то он может получить объяснение с позиций следующих в значительной мере согласующихся друг с другом подхо­дов.

Прежде всего представляется полезным опираться на сфор­мулированный В. Н. Пушкиным [1971] принцип двойной регуляции познания объективной действительности. Суть этого принципа, выполняющего, по мнению автора, весьма важную биологическую роль на разных уровнях развития живых существ, состоит в том, что наряду с вычленением некоторого объекта, который становится центром внимания, одновременна продолжают отражаться и признаки предметов, составляющие фон.

Можно полагать, что взаимодействие признаков, на которых фокусируется внимание, и признаков, составляющих фон отра­жаемого, основывается на принципе сочетания осознаваемой и неосознаваемой психической деятельности, что составляет суть второго из используемых нами подходов к объяснению рассмат­риваемого феномена. То, на чем фокусируется внимание, попа­дает в «окно сознания», оно объективируется посредством сло­ва, в то время как составляющие фон связи учитываются на подсознательном уровне и могут в случае необходимости быть объективированными через перенесение фокуса или изменение «угла зрения».

В качестве третьего подхода к объяснению феномена одно­временного учета комплекса увязываемых со словом знаний можно использовать голографическую гипотезу хранения и счи­тывания информации. Уточним, что голограмма характеризует­ся следующими основными свойствами: 1) получаемое с по­мощью голограммы изображение трехмерно, и его можно на­блюдать с разных сторон; 2) любая часть голограммы позво­ляет воспроизвести практически всю картину; 3) на одну и ту же голограмму можно записать несколько изображений, а затем воспроизводить их по отдельности [Кольер и др. 1973]. На возможность использования голографической гипотезы в при­менении к деятельности указал К. Прибрам [1974, 1975]. С по­зиций нейронной голографии, «высвечивание» отдельных аспек­тов увязываемой со словом информации не исключает, а не­избежно предполагает в разной степени четкое «всплывание» релевантных знаний о структуре и об отдельных свойствах объектов окружающего человека мира, равно как и о чисто языковых параметрах используемого или воспринимаемого сло­ва, о его типовых контекстах и об эмоциональных состояниях, связанных с этим словом или с обозначаемым им объектом в прошлом опыте индивида. Более или менее полное восстановле­ние лежащей за словом разнородной информации производит­ся слушающим в случаях формирования неточных или ошибоч­ных гипотез о последующем контексте или о замысле воспри­нимаемого сообщения в целом. В условиях же производства речи адекватность выбранного слова замыслу высказывания обеспечивается именно подсознательным учетом значительной части той информации о слове и об обозначаемом им объекте, которая остается «за кадром».

Успешность оперирования в речемыслительной деятельности многообразием энциклопедических и языковых знаний, содер­жащихся в информационном тезаурусе человека, несомненно, обеспечивается определенной упорядоченностью хранимых еди­ниц. Поиски принципов этой упорядоченности идут по ряду на­правлений. В этой связи можно указать на интенсивно веду­щуюся в последние годы работу по созданию идеографических словарей, выявлению принципов организации лексикона чело­века, исследованию и моделированию психических процессов. Поскольку детальные обзоры публикаций в рамках первого и второго направлений даются соответственно в работах Ю. Н. Караулова [1976, 1981] и А. А. Залевской[19782], ниже мы остановимся лишь на гипотезах, популярных ныне в русле третьего из названных направлений, учитывая при этом, что задача моделирования психических процессов требует выясне­ния того, что такое язык и интеллект и как люди общаются друг с другом, а это ведет к попыткам построения теории по­нимания и использования языка человеком [Виноград 1976, 12; Шенк 1980, 7, 10; Звегинцев 1981, 31—32; Найссер 1981, 27—28].

Начиная обзор с сетевых моделей организации знаний, сле­дует прежде всего отметить, что общая идея сети, фигурировавшая еще в работах [Cofer, Foley 1942; Deese 1965], теперь по-разному реализуется отдельными исследователями в зави­симости от того, как трактуется специфика увязываемых сетью единиц.

Так, первая из машинных программ, имитировавших пони­мание естественного языка [Quillian 1969; Collins, Quillian 1969], дает картину обширной иерархически построенной ассо­циативной сети, в которой понятия двух типов (элементы и свойства) связаны друг с другом направленными стрелками (ассоциациями).

В отличие от этого, по мнению Андерсона и Бауэра [Ander­son, Bower 1973], слова могут взаимоассоциироваться лишь при условии, что соответствующие им понятия входят в закодиро­ванные в памяти пропозиции. С этой точки зрения долговремен­ная память человека представляет собой огромную сеть взаи- мопересекающихся пропозициональных деревьев, каждое из ко­торых включает некоторый набор узлов памяти с помеченными связями. В более поздней работе Андерсона [Anderson 1976] указывается, что каждый узел пропозициональной сети репре­зентирует понятие (концепт). С таким узлом соединены все свя­занные с концептом сведения, что придает пропозициональной сети свойство, которое Андерсон называет индексированием через понятие: если мы сможем установить место понятия в системе памяти, то там же мы найдем и все известные нам в этой связи сведения (факты).

Акты осознавания – предыдущая | следующая – Фрейм-подход

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика