Решение партнерами общей коммуникативной задачи общения выявляет две основные формы коммуникации, в качестве которых выступают: а) сообщение, выдача информации, б) побуждение собеседника к выполнению какого-либо действия. Это действие может быть ответной выдачей информации или невербальной поведенческой реакцией. При этом форма сообщения выражается утвердительной интонацией (во всем ее многообразии). Форма побуждения выражается в первом случае вопросительной, во втором — побудительной интонацией.
В процессе порождения высказывания КН играет смыслоорганизующую роль, определяя смысловое, или актуальное, членение фразы. Организация фразового логического ударения, посредством которого выделяется рема, или предикат суждения, также зависит от КН.
Таким образом, рассматривая побуждающий уровень процесса формирования и формулирования мысли посредством языка, прежде всего необходимо отметить тесную связь и взаимообусловленность мотива как опредмеченной потребности и КН. При этом побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, является импульсом (А. Н. Леонтьев), или «запуском», всего процесса речепроизводства. На этом уровне смысловыражения говорящий «знает» только о чем, а не что говорить, т. е. он знает общий предмет или тему высказывания и форму взаимодействия со слушателем, определенную коммуникативным намерением, т. е. нужно ли ему получить, запросить информацию или выдать ее. Другими словами, он знает то, «что» сказать; это осознается в самом процессе говорения (если не в предварительной деятельности думания), поэтому можно утверждать, что детерминируемый внешним воздействием (непосредственным или опосредованным через внутреннее) побуждающий уровень процесса формирования и формулирования мысли сам формирует предмет и цель высказывания.
Второй уровень процесса речеобразования — это уровень собственно формирования мысли посредством языка. Именно он представляет ее формирование в собственном смысле этого слова. Этот уровень ответствен за логическую последовательность и синтаксическую правильность речевого высказывания.
Этот уровень неоднороден и может быть представлен, в свою очередь, двумя взаимосвязанными фазами — смыслообразующей и формулирующей. Для удобства изложения будем рассматривать эти фазы последовательно, помня, однако, что это единый, одновременный процесс формирования и формулирования мысли посредством языка в условиях устного высказывания.
Смыслообразующий подуровень (фаза) речепроизводства образует и развертывает общий замысел говорящего, формируя смысловую канву высказывания. Смыслообразующий уровень связан именно с формированием смысла высказывания, или с тем, что называется семантической записью. Это подчеркивается разными исследователями, использующими для обозначения этого момента порождения высказывания разные термины, но с одним исходным корнем — «мысль». Например, «помысел» (У. Джеймс), «замысел» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин), «общий смысл» (Н. И. Жинкин) и т. д.
Смыслообразующий уровень в данной интерпретации может быть соотнесен со вторым этапом обобщающей схемы порождения речи, сформулированной А. А. Леонтьевым,— «этапом замысла (программы, Плана)».
Существенно, что при анализе этого этапа речепорождения А. А. Леонтьев теоретически обосновал: а) форму существования этого звена в виде внутреннего программирования, б) форму представления в процессе этого программирования основных характеристик предложения в виде своеобразных коррелятов субъектно-предикативно-объектных отношений. Однако А. А. Леонтьев не проводит строгого разграничения между замыслом и программой, тогда как в данной схеме замысел является только первой ступенью внутреннего программирования. Эта ступень отражает предметность высказывания, личностный смысл как отношение мотива к цели и соотнесенность с коммуникативным намерением. Замысел — это самый общий нерас- члененный смысл высказывания, который и реализуется на ступени смыслообразования. Важно подчеркнуть, что замысел как смыслокомплекс задается говорящим в единицах внутреннего, предметно-схемного, изобразительного кода (Н. II. Жинкин), являющегося индивидуальным воплощением, индивидуальной реализацией вербального мышления, которое осуществляется при помощи надындивидуального кода, т. е. языка.
Общепринятым положением можно считать признание неоднородности замысла. Так, Н. И. Жинкиным было высказано “предположение, что замысел относится не только к одному предложению (высказыванию), но и ко всему тексту в целом [Жинкин 1956, 142]. В замысле намечается основной тезис текста, который является предварительным смысловым планом, уточняющимся говорящим в течение всего процесса реализации замысла. Идея неоднородности замысла, высказанная Н. И. Жинкиным, распространяется не только на объем высказывания, но и на его содержание, когда говорящий планирует, что надо сказать («в начале об этом, потом о том, далее об этом и т. д.» [Жинкин 1956, 146]). Понятие неоднородности замысла находит отражение и в концепции А. А. Леонтьева, выражаясь в терминах «большой и малой программы».
Процесс последовательного формирования и формулирования (а не вербализации) замысла посредством языка одновременно направлен на номинацию, т. е. называние того, о чем должна идти речь, и на предикацию, т. е. установление связей типа «новое—данное». И соответственно, основываясь на неразрывности пространственно-временного отношения как формы движения и существования материи, можно представить одновременное воплощение замысла как в пространственно-понятийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и в схеме временной развертки, актуализирующей поле предикации. Замысел (как общий смысл высказывания) представляет собой смысловую связь наивысшей в данной ситуации опосредованности. Но она предполагает существование нижележащих смысловых связей вплоть до межпонятийной. Поэтому актуализация замысла означает симультанную актуализацию вызываемых ею понятий.
Смысловыражение – предыдущая | следующая – Речепроизводство